Корабли плавают по морям и океанам без особых проблем только в приключенческих фильмах. Реальное судоходство – дело сложное, и даже сегодня - опасное.
Не из-за пиратов – они, конечно, все еще есть, но их очень немного. А из-за сложной картины течений и ветров, способных легко разбивать даже сверхсовременные корабли о подводные и прибрежные скалы – особенно в тумане, который на море – не редкость.
Впрочем, рецепт от такой беды был изобретен много тысячелетий назад – это маяк. И некоторые из них стали исключительными произведениями искусства. Не все из таких архитектурных чудес сохранились до наших дней – но очень романтичному и изящному маяку под названием Анива в этом смысле повезло. Как и тем, кто его увидел – ведь это весьма впечатляющее сооружение.
Край Сахалина
Располагается эта жемчужина спасения кораблей на самой оконечности юго-востока острова Сахалин – на скалистом мысе с одноименным названием. Воды в тех местах никто спокойными не назовет, и о подводные скалы там разбились десятки, если не сотни кораблей.
До начала 20-го века это мало кого беспокоило. Территория тогда принадлежала японцам и входила в префектуру Карафуто. А Япония была страной замкнутой и к контактам с другими странами не склонной – в том числе и на море. Поэтому любые капитаны, которые плавали куда-то кроме прибрежных вод, японское государство не беспокоили – они считались экстрималами, и все их затеи рассматривались только как их собственный риск.
Однако время шло – и необходимость развития подтолкнула страну к тому, чтобы организовать должным образом морские пути. Поэтому в 1939-м году здесь был построен маяк, который резко упростил движение по крайне опасному району. И построил этот технологический изыск инженер Миура Синобу – которого иначе как гением не назовешь. И вот почему…
Бетон, скалы и дзен
Маяк нужно было построить в невообразимо сложной для этих целей точке – на одинокой скале Сивучья, и сама идея провернуть такую стройку на маленьком пятачке скалистой земли в крайне опасных водах большинству казалась законченным безумием. Тем не менее, Синобу умудрился не просто это сделать – он создал настоящий шедевр.
И начал он с того, что разработал проект чуть ли не в дзенском стиле: маяк был не зданием на скале – он выглядел так, как будто был естественным развитием скалы, естественно переходящим в рукотворную конструкцию. Причем это была не просто бетонная башня с оборудованием – это было весьма шикарное даже по нынешним меркам место для того, чтобы работник маяка мог с изумительным комфортом и безопасностью как жить, так и работать.
Хорошо быть смотрителем на Аниве
На работу ушло почти семь лет, и завершилась она только в 1946-м – но дело того стоило. На крохотном пятачке выросла противостоящая любым ветрам и штормам конструкция высотой аж в 31 метр – чуть больше десяти этажей, если брать по современным стандартам!
В башне было девять уровней: на первом – грузы, на втором – узел связи. Уровни с третьего по пятый были сделаны жилыми и рассчитаны на 12 человек персонала. Нет, на бетонную коробку без удобств это было совсем не похоже – была предусмотрена баня, создан вполне обычный удобный туалет и городского уровня водопровод, естественное освещение обеспечивали окна-иллюминаторы, а искусственное – лампы, работающие от генераторов.
Остальные уровни были техническими: шестой – для склада, на седьмом установили пневмосирены, на восьмом хранили топливо для маяка, а на девятом располагался хитрый механизм наподобие часового, который управлял движением осветительной системы. «Бил» маяк очень неслабо – его было видно за 35 километров. Проект Синобу даже в наши дни считается самым сложным из всех аналогов.
Непросто быть маяком
Как и весь Сахалин, маяк перешел под контроль СССР, и до начала 90-х на нем работали команды смотрителей. Потом сооружение пережило атомную автоматизацию: установленные вместо прежних топливных термоэлектрические радиоизотопные генераторы были способны без вмешательства человека проработать от 10 до 20 лет. И нужда в смотрителях отпала.
Однако без присмотра человека все работало недолго – уже в 2006-м армия, в ведении которой было это стратегическое сооружение, всю технику оттуда вывезла, и официально объект свою работу завершил.
Неработающий маяк, который 80 лет уберегал от жуткой участи экипажи проходящих кораблей, начал постепенно приходить в негодность. И учитывая, насколько изящно он смотрится до сих пор – зрелище это достаточно грустное.
Впрочем, надежда еще есть – хоть конструкция и является объектом российского Минобороны – суровые военные не препятствуют туристам приезжать в это уникальное место. Более того – они настаивают на максимально бережном к нему отношении, собираясь заняться реконструкцией – ее планируется запустить в самое ближайшее время. Если вам это место тоже кажется изумительным, романтичным и достойным спасения – ставьте лайк!
Кто знает, может быть наша статья поможет этому доброму делу… И не забывайте подписаться на канал – чтобы узнать о множестве других, не менее впечатляющих мест.
А Вы бы хотели побывать у подобного маяка на краю мира?