Найти в Дзене

Графиня Рудников

Когда читаешь о такой судьбе, кроме восхищения силой духа этих людей, приходит понимание того, что жизнь в нашей матрице, во все времена, не была сладкой конфеткой. 

Так что, не жалуемся, не стенаем, а продолжаем жить, смело глядя в глаза грядущему.

«ГРАФИНЯ РУДНИКОВ»

Мария Ростиславовна Капнист (урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) родилась 9 (22 по новому стилю) марта 1914 года в Санкт-Петербурге 

Отец - граф Ростислав Ростиславич Капнист-старший, мать - Анастасия Дмитриевна Байдак, прапраправнучка атамана Ивана Серко. 

На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов (Капниссос - с греческого). Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизием Мачениги. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел в Украине и вскоре умер. 

Его сын Василий, переписав свою фамилию на Капнист, прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. 

За боевые заслуги императрица Елизавета Петровна высочайше пожаловала Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Мариэтта была пятым и последним ребёнком в семье. 

До семи лет Мариэтта жила в Петербурге в семейном особняке на Английской набережной. После Октябрьской революции семья переехала в Судак. 

У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат. 

Там же в 1921 году ее отца расстреляли. 

В тот же год скончалась сестра Елизавета. 

В 1926 году умер брат Василий, другой брат, Андрей после казни отца был вывезен в эмиграцию и его дальнейшая судьба осталась неизвестной. 

Их дом в Судаке был разрушен. Оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде. 

16-летняя Мария Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. С. Пушкина, а после её закрытия - в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. 

Однако в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запрещением жить в Ленинграде. 

Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми.

27 августа 1941 года Капнист была арестована, а 6 июня 1942 года приговорена Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-1-а «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны». 

Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой, с которой дружила до конца её жизни. 

Затем, до 1950 года в Степлаге, где работала вместе с Татьяной Окуневской. Мария Капнист вспоминала: «В один из лагерей Караганды - это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, - нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали...

 Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. 

Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство.

В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. 

В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной - корнями из терских казаков. 

Мы подружились, и тогда я узнала, что она - любимая женщина Колчака.

Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли.

Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. 

Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. 

Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. 

Ночью присылал «сваху» из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. 

Как-то приходит такая в барак и говорит: «Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке»

Я пошла.

Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти.

И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. 

Подходит вразвалку старший. 

И где у меня силы взялись. Крикнула: «Черви вонючие! Война идет! 

На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули...»

Один предложил убить меня, но тот, кто верховодил, приказал: «Пусть говорит - не трогай!»

Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу». 

Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. 

11 октября 1951 года Капнист была арестована повторно, а 26 декабря 1951 года Красноярским крайсудом по обвинению в антисоветской агитации приговорена к 10 годах заключения. 

Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария. 

В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена (изначально её срок должен был закончиться в 1963 году). 

В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления». 

После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. 

Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. 

Мария Капнист в кино Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь?» и потащил на съемочную площадку картины «Таврия», в которой она сыграла игуменью.

Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам. 

В 1972 году Александр Птушко предложил ей одну из главных ролей - Наину - в своем фильме-сказке «Руслан и Людмила». 

Во время съемок имел место инцидент, который Капнист пережила весьма непросто. 

По сценарию в фильме должен был появиться волк. 

Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. 

Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. 

Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. 

Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец!» - она бросила ему: «Но вы же подлец!» 

А потом в лохмотьях Наины бросилась в гостиницу «Москва», на своем этаже потеряла сознание и несколько дней пролежала в постели.

Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она исполнила сразу три роли - Фатум, рыцаря и игуменьи. 

Стоит отметить сыгранную Марией Капнист главную роль в фантастической комедии Александра Майорова «Шанс», где она предстала в качестве великосветской дамы, княжны персидской Милицы Федоровны. Экранизация повести Кира Булычёва «Марсианское зелье» 

Мария Капнист часто давала благотворительные концерты. Она добилась возвращения из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. 

Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. 

 Из-за работы в заключении под землёй у Капнист развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели. 

В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева - Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. 

Лечения травм осложнилось отёком лёгких. 

Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской (Октябрьской ) больнице.

Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области. 

Из всех близких родственников Капнист до преклонных лет дожил только её брат Григорий, умерший в 1976 году в Ярославле. 

В декабре 2007 года, при поддержке предводителя Харьковского дворянского собрания Алексея Иваницкого была создана общественная организация «Фонд памяти Капнистов», которую возглавила дочь актрисы Радислава. 

13 сентября 2014 года на доме № 13 на улице Василия Липковского к столетию со дня рождения торжественно открыта мемориальная доска актрисе. 

15 ноября 2018 года Киевская городская Рада своим решением переименовала улицу Желябова в улицу Марии Капнист.

Личная жизнь Марии Капнист: 

В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу (Раду). 

Отец дочери - польский инженер Ян Волконский, он позже был расстрелян. 

Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького «Макар Чудра». 

Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае.

После второго ареста матери дочь скиталась по детдомам. Позже Валентина Ивановна Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила. Когда в 1958-м Марию освободили, воссоединиться с дочерью у Капнист не получилось - она не могла забрать Радиславу из детдома, потому что не имела постоянной работы, а годы заключения сильно подорвали её здоровье. 

Сама Радислава не смогла признать мать в силу своего возраста, так как успела привязаться к Базавлук. 

В конечном итоге Базавлук удочерила Радиславу, но оставила ей прежнюю фамилию (когда Радиславу поместили в детдом, ей дали другую фамилию, но Базавлук, разыскав девочку, добилась того, чтобы ей вернули фамилию Капнист). 

Отношения матери и дочери стали налаживаться только когда Радислава была подростком.

Марии Капнист был верный друг - Георгий Евгеньевич Холодовский (Юл - так она его называла). Он знал Марию с семи лет. Георгий был влюблен в ее старшую сестру. Когда же сестры не стало, то его связь с Капнистами прервалась. Но спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. 

Между ними вспыхнуло чувство. Однако вскоре Марию репрессировали. 

Пока она сидела, он отправлял в лагеря посылки.

Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца жизни. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но Мария Капнист так и не приняла их.

-2