Здравствуйте, мои дорогие любители волшебного пластика. Модель линкора «Архангельск» которую я уже освещал ранее, никак не отпускает меня. Насколько мне ненавистна сама модель, настолько же она обильна для меня в части формирования идей для контента на канале. В основном конечно желчных и язвительных, но не сегодня. 😊
Как оказалось, не все знают историю появления этого корабля в составе ВМФ СССР. А ведь он появился не один. И если уж сам «Архангельск» / «Ройял Соверен» остаток войны сычевал в Кольском заливе, те кто пришел вместе с ним успели немного поработать.
А началось все с того, что Италия внезапно для всех, и возможно для самой себя капитулировала во Второй Мировой Войне. При этом капитулировала, все еще имея некоторое количество боевых кораблей способных продолжать нести разумное, доброе, вечное в средиземноморском регионе.
Посчитав, что Советский Союз честно принял участие в завершении милитаристкого дискурса в этой прекрасной древней стране, товарищ Сталин, с характерным акцентом потребовал у союзников долю в боевых кораблях. По странному стечению обстоятельств, они нам были в тот момент совершенно не лишними. А скажем больше, это был очень удачный и чуть ли не единственно возможный шанс, пополнить наш ВМФ, который регулярно нес боевые потери, но при этом практически не восполнял их, ввиду особенностей войны.
Предполагаю, что на недвусмысленную просьбу Вождя, Форин Офис нервно заерзал на табуретках. Причем синхронно. Гнать итальянские корабли со Средиземного моря в Заполярье очень не хотелось. Да и вообще, это занятие подразумевало тот еще геморрой… На минуточку это не то же самое, что перегнать старенький «жигуль» в соседнюю деревню. Требовалось понимание технического состояния кораблей, требовалось умение владеть механизмами, вести корабль в разную погоду, требовались в конце концов опытные моряки… короче да ну нахрен… подумали британцы. Но вслух конечно же сказали совершенно другое.
А именно, посовещавшись с одной своей бывшей заокеанской колонией собрали по всевозможным соединениям горстку кораблей, которые ну если сильно не приглядываться могли служить эквивалентом советской доли трофеев от раздела итальянского флота.
Ну наверное нельзя сказать, что Советскому Союзу сгрузили хлам, однако и современными эти корабли назвать язык не поворачивается. Но, в данном случае, нашему флоту было совсем не до жира. Пришлось брать что дают.
Так вот, венчал этот зверинец уже упомянутый линкор «Ройял Соверен», лихо переименованный в «Архангельск». Корабль безусловно матерый, заслуженный и почтенный. Много где был, много чего делал, но за всю историю своей жизни ничем не себя не проявил. Очевидно, что в советском флоте подумали, что раз уж корабль не геройствовал никогда, то нечего и начинать. Основная веха этого линкора заключается в научном споре где две стороны субтильно пытаются доказать друг другу выходил «Архангельск» в море за время своей службы в ВМФ СССР или нет.
Другой крупный корабль, преданный в рамках данного аттракциона невиданной щедрости, был крейсер «Милуоки», переименованного внезапно в…. «Мурманск». Немолодой корабль, основным достоинством которого было неплохое для того момента ПВО и наличие радара. В условиях отсутствия у противника тяжелых артиллерийских кораблей, «Мурманск» неплохо смотрелся в виде лидера эсминцев. В боевых операциях участвовал ровно один раз. Выходил в боевое охранение конвоя RA-61.
Дальше шла целая россыпь американских устаревших эсминцев, постройки конца Первой Мировой, которые за характерный вид именовали «флешдекерами».
«Жаркий» б. «Бригтон» (бывший DD-167 «Кауэлл»)
«Жесткий» б. «Джорджтаун» (бывший DD-168 «Мэддокс»)
«Жгучий» б. «Лимингтон» (бывший DD-127 «Твиггс»)
«Живучий» б. «Ричмонд» (бывший DD-93 «Фейрфакс»)
«Дерзкий» б. «Челси» (бывший DD-134 «Крауниншилд»)
«Деятельный» б. «Черчилль» (бывший DD-198 «Херндон»)
«Доблестный» б. «Роксборо» (бывший DD-169 «Фут»)
Несмотря на преклонный возраст, в рамках северного ТВД, эсминцы смотрелись довольно бодро, учитывая что Северный флот всю войну испытывал жесткий дефицит кораблей. В данном случае пополнение было очень в тему. «Флешдекеры» имели мощное противолодочное оружие и современную электронику и гидроакустику, что позволило активно использовать их в качестве кораблей ПЛО. Хоть конец войны и был уже не за горами, немецкие подлодки на Севере вели себя очень агрессивно. В том числе нападали и на боевые корабли. В результате одной из таких атак был потоплен эсминец «Деятельный». По ряду источников, «флешдекеры» имеют и победы – эсминец «Живучий» таранным ударом потопил U-387.
Безусловно, в отличие от более тяжелых собратьев, крайне ценное приобретение для Северного флота.
Последним блюдом этого итальянского банкета стали подводные лодки типов S и U. Причем «Санфиш» (В-1) под командованием знаменитого советского подводника Израиля Фисановича загадочно исчезла при переходе в советский порт. Подозревается френдли файр в лице британского самолета. Тут можно прочитать разного… на свой страх и риск https://taina.li/forum/index.php?topic=16022.0
Остальные лодки «Анброкен», «Урсула» и «Юнисон» служили в ВМФ СССР до 1949 года. Что касается деятельности этих лодок я к сожалению не нашел ничего конкретного. Если кто подскажет источники, я буду признателен.
Под конец хочется сделать какой-нибудь пафосный и глубокомысленный вывод. Но пожалуй воздержусь. Обстановка для выводов сейчас неспокойная. Кто-нибудь точно останется недоволен)).
В целом же я считаю, что не стоит покупать старые модели кораблей ибо куда вас приведет это увлечение непонятно. Возможно, как я покатитесь по наклонной.
#флот, #великаяотечественная, #эсминцы, #подводныелодки, #моделизм