Найти тему
George Rooke

Борьба за колонии, почти по Жосслену Бомону)

В 1610 году голландские частные инвесторы решили отправить еще одну экспедицию на Гудзон, для меновой торговли мехом. Собственно с 1610 по 1613 годы продолжались такие торговые набеги – голландцы приплывали, вели меновую торговлю, загружались шкурами и уплывали. Но вот в 1613 году капитан Адриан Блок на корабле «Tijger» потерпел крушение, его корабль был уничтожен пожаром, Что вынудило команду создать поселение на берегу, чтобы перезимовать. К весне 1614 года была построена небольшая деревня, поселенцы так же спустили на воду бот, который назвали «Onrust», на котором исследовали район Ист-Ривера и Лонг-Айленда. Затем голландцы уплыли обратно в Европу, оставив на месте мулата, Яна Родригеса из Санто-Доминго. Предполагалось, что он установит торговые отношения с местными индейцами для Адриана Блока, пока Блок не вернется в декабре 1614 года. Собственно с этого времени и ведет свое начало история города Нью-Йорк.

И опять – изгибы голландского пути. Как мы с вами помним, Гайяна была предприятием зеландцев, а вот Новые Нидерланды, устье Гудзона и прилегающие территории были исключительной монополией Амстердама. И все же…

Несколько конкурирующих групп торговцев, судовладельцев и лодочников отправляли корабли в Северную Америку в 1610-х годах и перебивали друг друга в цене за шкуры, которыми торговали индейцы.

Поскольку вскоре стало ясно, что рентабельность и без того дорогостоящего и рискованного зарубежного бизнеса резко упала в результате этой практики, бывшие конкуренты пришли к соглашению и основали Новую нидерландскую компанию (Compagnie van Nieuwnederlant). Эта торговая компания получила монополию от Генеральных Штатов 27 марта 1614 года, которая позволяла ей совершать четыре морских рейса в районе между 40° и 45° северной широты в течение следующих трех лет. В октябре 1618 года, через десять месяцев после истечения срока торговой монополии, компания подала заявку на новую октрою (продление права на торговлю), но Генеральные Штаты решили создать голландскую Вест-Индскую компанию, которой «по наследству» и перешли северные территории.

Далее события развивались стремительно. В 1622 году английский посол в Гааге подал британские претензии на территорию вокруг реки Гудзон, голландцы сочли необходимым быстро создать фактории, чтобы обосновать свои интересы в этом регионе. Чтобы проявить как можно более широкие территориальные претензии, прибывшие с кораблем «Eendracht» колонисты были расселены под руководством Адриана Йорисзоона Тьенпонта (Adrian Joriszoon Thienpont) в несколько точек на реке Коннектикут, на реке Делавэр, в устье Гудзона и выше по течению. Форт Оранж был основан в 1624 году на месте современного города Олбани.

При этом поселенцы, прибывшие на корабле «Nieu Nederlandt», были протестантами-валлонами (110 человек под руководством Корнелиса Якобзоона Мэя), они поселились на Губернаторском острове.

В апреле 1625 года Мэя на посту директора колонии сменил Виллем Ферхюльст, он вышел из Амстердама в Америку с 6 кораблями в январе 1625 года. Ферхюльст перенес колонию с Губернаторского острова на Манхэттен, где заложил форт Амстердам, который сразу же планировался, как столица колонии. С корабля «Oranje Boom» на местность высадились поселенцы со скотом и инструментами, они начали рубить деревья для строительства домов. Однако уже в сентябре 1625 года Ферхюльст был отрешен от должности, новым директором колонии стал Питер Минуит, который и купил у индейцев остров Манхэттен за товары стоимостью в 60 гульденов. При этом Минуит по сути отдавал индейцам стратегические технологии – среди товаров были мотыги, ножи, топоры, тесаки, и т.д., то есть стоимость товаров не должна вводить в заблуждение. Другой вопрос, что обе стороны совершенно не поняли друг друга. У индейцев не было понятия частной территории или чего-то подобного, они решили, что за взятку уступают этим странным белым людям место на время, чтобы они поохотились в одиночестве.

Голландцы же в своей парадигме были уверены, что они приобрели права на постоянное поселение.

Проблемой Новых Нидерландов стали завышенные ожидания правления Вест-Индской компании по поводу выхода на самоокупаемость. В 1629 году эту колонию взял под свой непосредственный патронаж Килиан ван Ренсселер (Kiliaen van Rensselaer), амстердамский торговец алмазами и бриллиантами, директор Амстердамской палаты ВИК. Он учредил в Новых Нидерландах режим «Свободы и Исключений» (Vrijheden en Exemptiën), согласно которому, любой, отправивший 50 человек на поселение в форт Оранж или его окрестности становился патроном (то есть управляющим с правами шерифа, имеющим право назначать чиновников и владеть землей) заселенной территории. В свою очередь, арендаторы, работающие на патрона, освобождались от уплаты государственных налогов на десять лет, но были обязаны платить арендную плату патрону. Сам же Ренсселер занялся тем же самым, уйдя с поста директора и основав свою колонию – Ренсселерсвийк (Rensselaerswijck). С 1630 по 1646 годы он создал несколько поселений в Олбани и на территории будущего штата Нью-Йорк.

Такая практика вызвала яростное отторжение у Питера Минуита, который был со скандалом отозван директорами ВИК с поста губернатора Новых Нидерландов. И тот бежал в Швецию, которая так же грезила колониями.

Небольшая предыстория[1].

Началось все в 1621 году, когда Виллем Усселинкс предложил создать Голландии Вест-Индскую компанию. В результате ВИК в Голландии создали, но Усселинкса от дел отрешили. Разочарованный в чувствах фламандский еврей, которого обхитрил еврей генуэзский (Барталотти), обратился к Дании и Швеции, с предложением создать собственную Вест-Индскую компанию. Густав-Адольф заинтересовался этой идеей, и в 1624 году была создана Южная Компания (Söderkompaniet), устав которой одобрил король в 1626-м.

В 1629 году в Швеции организовали Корабельную компанию (Skeppskompaniet), и буквально было все готово для запуска проекта, но Швеция вмешалась в Тридцатилетнюю войну. В конце концов, Корабельная и Южная компании были объединены в одну, и канцлер Аксель Океншерна провозгласил создание Компании Новой Швеции (Nya Sverigekompaniet). Но скупой канцлер выговорил, что половину оборотных средств компании дают шведские совладельцы (Аксель и Габриель Густавсон Оксеншерна, их двоюродный брат Габриель Бенгтссон Оксеншерна, а так же Клаас Ларссон Флемминг и Питер Спринг), а вторую половину - Усселинкс и его пять голландских компаньонов.

В 1637 году два шведских пинаса «Kalmare Nyckel» и «Fagel» вышли из Гетеборга, миновали Ла-Манш, Канарские острова и взяли курс на Северную Америку. Целью было устье реки Делавэр, где шведы планировали организовать колонию. Главой экспедиции стал… тот самый Питер Минуит, который бежал в Швецию не с пустыми руками, а с картами разведанных территорий, и предложениями –где основать поселения. Вообще все морские офицеры и половина экипажа были голландцами – например капитаном «Kalmare Nyckel» был Ян Хендриксзоон ван дер Ватер.

Полностью шведским был только отряд солдат-колонистов - 20 человек под командованием лейтенанта Монса Нильсона Клинга.

Путешествие до берегов Америки заняло 4 месяца, и 16 марта 1638 года первая партия поселенцев высадилась в устье реки Делавэр, которое назвали Райское Местечко (Paradise Point). 23-го шведы столкнулись с первыми индейцами, которые, не долго думая, убили одного поселенца недалеко у скал (местечко так и назвали – «The Rocks»).

Через несколько дней с местными аборигенами заключили подобие договора, что выкупают 10 квадратных акров от Синего ручья до речки Шайлкил (современный район на западе города Филадельфия). 8 апреля был подписан договор купли-продажи, которая обошлась в кучку товаров и стекляшек, стоимостью в 18 крон. На выкупленном месте был основан форт Кристина, который окружили частоколом и поставили по периметру 4 мелкокалиберных пушки.

Новая экспедиция в сентябре 1639 года везла уже более 100 колонистов. Поскольку добровольцев на переселение не нашлось, поступили просто - сплавили в колонию преступников, поставив им выбор - либо смертная казнь в Швеции, либо эмиграция в Новую Швецию сроком не менее, чем на 5 лет. «Kalmare Nyckel» прибыл к устью Делавэра в апреле 1640-го, привез 100 рецидивистов, нового губернатора - голландца Питера Риддера, а так же протестантского священника Торкеля Реовиуса.

В 1641-м компания стала полностью шведской - в Нидерландах голландских соучредителей обвинили в государственной измене, а шведы решили на этом нажиться, заставив голландцев продать свои акции по бросовой цене, ибо фарт – дело святое. Избежал такого развития событий только Минуит – он в августе 1638 года попал в штор у острова Сент-Кристофер в Карибском море и сгинул без следа.

7 сентября 1641 года в форт Кристина прибыли «Kalmare Nyckel» и «Charitas», они привезли в колонию 30 семей с домашним имуществом, скотом, лошадями, а так же семенами для посева и товарами. Среди этих семей преобладающее большинство были финны, которым жилось в тогдашней Финляндии очень не сладко. Они рассудили так – все равно где плохо жить - у себя в Финляндии, или на краю земли в Америке. Собственно они и были первыми настоящими переселенцами из Швеции.

Чуть позже была создана деревня Финланд (Финляндия) в 20 км от форта, ибо финны не особо хотели жить вместе со шведами. Губернатором колонии в 1643-м назначили Йохана Бьернсона, который получил кличку Принц. Позже шутили, что это был самый большой губернатор в Америке всех времен и народов, ибо Йохан был явно объемен - 375 фунтов (170 кг) веса при 2 метрах роста. Он прибыл в феврале с 30 солдатами и 40 колонистами.

С индейцами дела у колонистов продвигались сносно - торговля росла, особенно меховая, некоторые из краснокожих даже нанимались на сезонную работу к шведам. Но проблемы возникли с англичанами и голландцами. Угрожая собственно Швеции торговым эмбарго, голландцы вынудили правительство королевства отменить исключительное право на поставку в Швецию табака шведской Вест-Индской компании. Соответственно бизнес, и до этого балансировавший на грани прибыльности, сейчас уже балансировал на границе рентабельности. Ну а далее вступил в игру голландский губернатор Новых Нидерландов Питер Стюйвесант, назначенный на должность в 1647 году.

Несколько голландских отрядов попытались проникнуть в шведские колонии, но были отбиты. Чтобы оградить себя от нападений нидерландцев, были организованы несколько фортов (Казимир, Нью-Гетеборг, Нью-Эльфсборг). Поселенцев привлекли к воинской повинности, что им сильно не понравилось - и в Швецию послали жалобу, что, мол, Принц занимается самоуправством. Правда жалобу эту в результате переслали самому Принцу, и он был сильно разъярен и пообещал всем показать кузькину мать. Начал он вышеозначенный показ, с того, что повесил перед своей резиденцией отправленного в Швецию жалобщика, а поселенцы, не долго думая, пустились в бега и перешли на сторону голландцев. Это вызвало в метрополии известные волнения, и в результате Принц решил отказаться от власти, поставив губернатором своего сына - Юхана Папенгоэ.

Переломный момент случился в 1654-м году. Совет по торговле (Kommerskollegium) решил отправить в Новую Швецию карательную экспедицию и сильно расширить колонию. Слухи об этом распространились с быстротой молнии, и в Гетеборг заполнила толпа финнов, желающих уехать подальше из снежной Суоми. По разным оценкам их было от 3 до 5 тысяч, ибо в «стране тысячи озер» жить, как ни странно, никто не хотел. Однако шведское правительство смогло выделить всего 2 корабля – «Örnen» и «Gyllene Hajen», которые помимо войска смогли взять на борт всего 250 переселенцев, хотя, перевези шведы всех желающих финнов - они получили бы неоспоримое численное преимущество над голландцами (шведская колония тогда насчитывала около 700-1000 человек, голландская - около 3000 тысяч).

До Делавэра смог дойти только один корабль, «Gyllene Hajen» был перехвачен голландцами в районе Гудзонова залива. Прибывшие попытались захватить форт Казимира, который шведы сдали во время междоусобицы с Принцем. Это сильно не понравилось Стюйвесанту, и шведов из Америки решили выдавить. 31 августа 1655 года к форту Тринити подошли 6 военных кораблей с 1500 солдат (в форте было всего 300 человек, включая женщин и детей), и предложил сдаться. После двух дней раздумий Тринити капитулировал. Далее голландцы проследовали к форту Кристина, который 14 сентября 1655 года также сдался. Таким образом, в результате спецоперации Новая Швеция перешла в руки голландцев.

Когда слухи о падении колонии дошли до королевства - ее решили не отбивать. Дело в том, что в данный момент Карл X Густав вполне успешно воевал с Польшей и Данией, и дела за океаном его интересовали мало.

Голландцы же дали шведам в Америке местное самоуправление, возможность создавать свои собственные отряды милиции, оставил им свой собственный суд.

Но даже когда колония перешла к Голландии, из Швеции в нее продолжали бежать финны. Бежали долго, до 1664 года, и когда посмотрели, что за 10 лет число жителей Нового Света пополнили порядка 2000 финнов, шведы всполошились и эту лавочку прикрыли. Ибо финны эти становились добропорядочными голландцами, усиливая противника, и ослабляя метрополию.

Всего с 1636 по 1654 шведская ОИК владела семью кораблями (и никогда одновременно более четырех не было). Их список:

«Kalmare Nyckel» (самый большой корабль - целых 12 пушек и 115 тонн водоизмещения)

«Fågel Grip»

«Svanen»

«Kattan»

«Gyllene Hajen»

«Örnen»

«Mercurius».

[1] История Новой Швеции дается по книге Mattsson, Algot « Nya Sverige: Drömmen om ett Imperium» - Göteborg: Tre Böcker Förlag, 1987.