Найти тему
Четыре Семерки

Одна ночь с Led Zeppelin II. Часть третья. Гитара на шкафу

Оглавление

Значительную часть тяжести в Heartbreaker создает бас. По сути, она ближе к блюз-року или, точнее, балансирует как раз на той границе, когда жесткий блюз-рок трансформируется в хард. Именно басовая линия - та гирька на чашу весов, которая переводит эту вещь в другую категорию. Но это наблюдение пришло ко мне гораздо позже, в ту ночь мне больше нравились мощные нарастания( крещендо),риффы, внезапные остановки...и гитарный запил в середине.

Гитарное соло, которое Джимми Пейдж вставил в середину песни Heartbreaker на сегодняшний день оценивается многими, мягко скажем, неоднозначно. Этот рассказ - в том числе и о том, как может меняться восприятие со временем, так вот - оценка игры Пейджа в этом фрагменте лично у меня менялась несколько раз за много лет, при чем радикально. Сейчас многие технически подкованные гитаристы скажут, что это соло никуда не годится. Тут весь набор недостатков, которые сейчас всячески вычищаются из игры любого начинающего, как то - "рассинхрон", "спотыкач", и, конечно же, пресловутое "грязное звукоизвлечение". И ...в общем-то, да, так и есть. Вот только я не думаю, что стало бы лучше, если бы оно вдруг зазвучало бы "правильно". Я сам был когда-то разочарован, осознав, что в игре Пейджа обьективно есть множество недостатков. Кто-то вообще скажет, что Джимми один из худших гитаристов в роке, и это соло - одно из подтверждений тому. Однако, что интересно, спустя тридцать лет мой вердикт будет таков - все тут правильно( без кавычек), и я не хотел бы, чтобы это соло было перезаписано как-то более аккуратно и приглаженно. Оно звучит хорошо как есть.

Дело в том, что Джимми записывал этот шквал нот не для конкурса гитарных виртуозов, которые, сидя за столиками, внимательно слушают и дают оценки. В первую очередь тут нужно было передать вихрь не совсем упорядоченной энергии. И вот как раз это удалось в полной мере. "Грязь", "рассинхрон"? Отлично! То, что надо. А еще это все приправлено несколькими вкусными блюзовыми фразами. И записывалось это соло не для зануд и пижонов с гитарами, а для целевой аудитории - жаждущей рока молодежи. И надо сказать, музыканты попали в самую точку.

Нашел в закромах! Это даже не такой же диск Антропа...это он - тот самый, с которого была когда-то записана моя индийская кассета. Хранится дома, в коллекции до сих пор.
Нашел в закромах! Это даже не такой же диск Антропа...это он - тот самый, с которого была когда-то записана моя индийская кассета. Хранится дома, в коллекции до сих пор.

Была уже глубокая ночь, когда я неизвестно в какой раз переворачивал кассету с альбомом. Всякий раз я думал, что это будет последний, а уж потом я пойду наконец-то спать. Но я слушал еще и еще. Где-то далеко за полночь произошла вещь странная и для меня знаковая. Я вспомнил...что дома есть гитара. Это была новенькая акустика, которая лежала на шифоньере и уже покрылась пылью. Я нашел её, протер от пыли, после чего приладил к ней что-то вроде ремешка. Я заразился гитарным вирусом! Включал музыку и позировал с гитарой, на которой не умел играть. В ту ночь в моем сознании точно что-то произошло. Как будто сменили программу. Меня больше не интересовали ни барабаны, ни баян. Как думаете - чем я занимался весь вечер следующего дня? Верно - сидел с гитарой, пытаясь найти благозвучные сочетания нот.

 На моей гитаре, правда, были на месте все струны...
На моей гитаре, правда, были на месте все струны...

источник изображения

Но вернемся к Led Zeppelin II. Пейдж как-то сказал, что терпеть не может песню Living Loving Maid. А вот я её обожаю. Короткая, четкая, заводная, с нарастанием. Угрожающие строчки куплетов и мажорные припевки. Вкуснейшее блиц-соло. Отличный рифф. Жаль, что на концертах её не играли.

Слышал мнения, что Led Zeppelin II - простой альбом. Чистый и незамысловатый блюз и хард-рок. Может и так, но мне всегда было интересно за этой простотой находить что-то интересное и не такое уж и простое. Ramble On меня удивляла особенно часто. С виду это действительно простая песня - монотонное бренчание, которое периодически меняется на моторный хард-рок. Словно небольшая быстрая речушка. Переливается водная гладь на солнышке и, в общем-то, ничего больше особенного тут нет. А...если нырнуть? Под водой окажется много всякого: мелкая рыбешка резвится стайками, большой сом что-то роет под камнем....на дне громоздится огромное ржавое зубчатое колесо от какого-то механизма...Так и в этой композиции Led Zeppelin - за внешней монотонностью ритм-гитары прячется много всего интересного. Например, шикарная басовая линия Джонса, который неспешно свингует вверх-вниз, в нужный момент ускоряясь и "падая" в сильную долю. Переливается множеством чистых нот акустическая гитара. Роберт Плант на своей собственной волне и,казалось бы, вообще существует сам по себе, но удивительным образом его пение отлично вписывается в общую линию. В нужный момент весь этот легкий разброд и шатание переключаются в плотные забойные риффы, словно невидимая рука собрала всех в фокус. Не так уж и просто, а главное - совсем не скучно!

Moby Dick сразу понравился отличным риффом, а вот оценка барабанного соло, как ни странно, почти не изменилась за много лет. Оно...слишком комнатное, что ли. Это не совсем тот Бонэм, к которому я привык впоследствии, слушая концерты и бутлеги. Нет того стадионного ощущения, не хватает напора и мощи, даже несмотря на то, что динамичный отрезок Бонзо тут сыграл. Но позже у него это получалось лучше.

Bring It On Home. Изрядно подвыпивший человек пытается добраться до дому. Он не вполне понимает где находится, шатается, хватается за стены...и вместо дома его заносит в клуб, где играет рок-группа! О, черт! Я, кажется, не туда...И снова, темень, лужи, обшарпанные стены. Судя по тому, какие умиротворяющие ноты звучат на губной гармошке в самом конце, бедолаге добраться до дому таки удалось.

 Печать не слишком хороша. За эти пластинки Антропа в то время просили весьма приличные деньги - 154 рубля за двойник.
Печать не слишком хороша. За эти пластинки Антропа в то время просили весьма приличные деньги - 154 рубля за двойник.

Я лег, наконец, спать, когда уже почти рассвело. Как-то утром вся магия рассеивается в дневной суете...или просто уже спать хотелось больше, чем слушать музыку? Позже у меня образовалась вредная привычка слушать музыку до глубокой ночи. Это доставило много проблем, когда я устроился на работу.

Многие, если не большинство музыкальных записей, которые я слушал в столь раннем возрасте сегодня у меня вызовут разве что снисходительную улыбку. Какие-то я слушаю редко, и в этом есть весомая доля ностальгии. Led Zeppelin II проверку временем выдержал успешно, и дело не только в убойном первом впечатлении. Эта музыка сделана интересно, и главное - у нее есть второе дно. И даже второе - не последнее. Музыканты записали треки, которые слушаются как занимательный ребус. В них со временем открывается что-то новое. Самое удивительное, что это тот альбом, который записывался буквально на бегу, в разных студиях. При этом материал звучит фантастически органично, так, словно музыканты подолгу сидели в студии, продумывая каждую ноту.

Отмечу также превосходный уровень продюсирования. У Джимми Пейджа на тот момент было много разных нереализованных идей в запасе и тут он очень профессионально и к месту их использовал. Одни стерео миксы только чего стоят!

Еще один огромный плюс альбома в том, что он не выдержан только в одном( тяжелом) стиле. В 14 лет, конечно, это воспринималось как недостаток, но с возрастом эта пластинка раскрылась с самых разных сторон и я вполне осознал, что слушать одни боевики мне было бы более скучно. То, что сделали музыканты - намного интереснее.

На этом я завершаю свой рассказ о первых впечатлениях о Led Zeppelin II. Надеюсь, что мои мысли и наблюдения были кому-то интересны.

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Одна ночь с Led Zeppelin II. Часть первая

Одна ночь с Led Zeppelin II. Часть вторая