Каждый слышал, что множество зарубежных брендов полностью или частично покинули Российский рынок в 2022 году. Но не много кто знает, что число таких компаний перевалило за отметку в 700 компаний. Большинство россиян скажет: “Ну и что?”.
В действительности не так важен уход компаний с рынка, как продукты и услуги, которые в огромном количестве должны быть заменены отечественным или другим производством. Как долго будет проходить процесс замещения компаний?
Множество предпринимателей и местных компаний вздохнули с облегчением, ведь уход зарубежных компаний во многих сферах освободил ниши и снизил конкуренцию для бизнеса.
Вот список ниш, в которых произошел “уход” с рынка:
- Одежда и ритейл
- Электроника и бытовая техника
- Программное обеспечение
- Ювелирные украшения и аксессуары
- Продукты питания
- Автомобили и транспорт
- Рестораны, кафе, гостиницы
- Косметика и средства гигиены
- Приложения, софт и сервисы по связи
- Услуги по доставке и перевозке
- Промышленная сфера, энергетика, газ, нефть
- Банки, финансы, денежные переводы
- Онлайн-сфера: магазины, бронирование, хостинги и т. д.
- Игровая индустрия
- Сфера кино и развлечений
Список достаточно внушительный и у этого действительно есть масса плюсов для бизнеса. Но есть и обратные стороны. Например, по данным Министерства труда, на 24 марта 2022 года 59 тыс. россиян потеряли заработок из-за того, что работодатель отправил их в “неоплачиваемый отпуск”. К 10 июня эта цифра увеличилась до 350 тыс.. Данных на конец 2022 года, к сожалению, не предоставляется.
Давайте взглянем на ситуацию со стороны импортозамещения.
Ушедшие с рынка продукты питания и напитки достаточно быстро удалось заменить. Например, бренд “Coca-cola” появился в множестве вариаций от таких компаний, как “Добрый”, “Напитки из Черноголовки” и т.д. А под конец года и вовсе был разрешен параллельный импорт и показ зарубежного кино и т.д. без спроса правообладателя. Позитивных примеров в экономике оказалось не мало.
Наверняка, тоже самое можно провернуть с косметикой, одеждой, производством и т.д. Но проблема в том, что весь рынок за короткий срок перестроить достаточно сложно, хотя возможно. Множество проблем проявляется не в полном замещении товаров, а в замещении “комплектующих”. Трудным представляется не производить свою косметику или программное обеспечение, а комплектующие для этого, такие как “чипы для компьютера” или “ботекс для косметики”.
Существенной проблемой является и тираж определенной категории товаров. Недостаточно "заместить", нужно чтобы бизнес еще и окупал себя, находил рынки сбыта.
Десятками лет многие компании выстраивали контракты с нашей страной и налаживали мировой рынок разделения труда. Конечно, наша экономика развивается стремительно и кризис - самый лучший толчок для развития. Однако, многие разработки требуют умов и времени. Можете ознакомиться с полным списком компаний и подписаться на мой канал.
Поделитесь, переживаете ли вы из-за ухода зарубежных компаний? И какой бренд был наиболее любим вами?