Что приходит вам на ум, когда вы слышите словосочетание “виртуальная симуляция”? Всемогущий Нео из “Матрицы”? Красочный ОАЗИС из “Первому игроку приготовиться”? Образы из киберпанк-романов? Думаете, что это всего лишь фантастика?
В 2021-ом году Марк Цукерберг объявил о создании Метавселенной. Чуть ранее, известный венчурный инвестор Мэттью Болл в своём эссе обозначил критерии Метавселенной. И всё же, не всем до конца понятно, что это такое. С этим сейчас мы и попробуем в разобраться.
Для начала, чем Метавселенная НЕ является:
- Это не просто VR, потому что Метавсленная основана на масштабной и разносторонней инфраструктуре, не ограниченной одним продуктом
- Это не просто Интернет, потому что Метавселенная подразумевает полноценную виртуальную среду, в которой, как бы странно это не прозвучало, вы будете себя “ощущать”.
- Это не просто игры, потому что суть Метавселенной не уйти от реальности, а стать ею.
Метавселенная как цель – это совокупность всех популярных сейчас технологий, единый мир построенный на взаимоинтеграции VR, NFT, блокчейна, криптовалют и так далее. Тут стоит отделить понятие Метавселенной от Web3. Последнее является этапом, или ступенью развития Интернета. И если Web1 был “прощупыванием почвы”, а Web2 проходит под знаменем соцсетей, контента и централизации, то Web3 проходит под знаменем Метавселенной и децентрализации. В идеале, каждый человек станет создателем контента и будет получать за это деньги, а информация перестанет храниться на единых серверах и вернётся к своему хозяину — пользователю.
В начале я упомянул Мэттью Болла, уважаемого инвестора, который разбирается в технологиях.
Он обозначил 7 основных критериев Метавселенной:
- Постоянство: это подразумевает, что в Метавселенной не будет никаких пауз и перезагрузок, она будет бесшовна;
- Синхронность: Метавселенная находится в одинаковом состоянии для всех её пользователей в реальный момент времени;
- Неограниченность: Метавселенная не имеет ограничений по количеству пользователей;
- Внутренняя экономика: пользователи тратят, зарабатывают, продают и обменивают;
- Условность границ: события в Метавселенной влияют на реальную жизнь и наоборот;
- Кросс-платформенность: цифровые активы Метавселенной свободно переводятся между платформами;
- Открытость: Создатели контента могут свободно наполнять Метавселенную, собственно, контентом.
Разумеется, реализация такой системы потребует огромнейших вычислительных мощностей, поэтому до Метавселенной “с большой буквы” человечеству ещё далеко, зато метавселенные “с маленькой буквы” уже существуют. Так можно назвать проекты, где несколько вышеописанных критериев уже реализованы. Это, например, Decentraland — вирутальное пространство со своей криптовалютой MANA. Там люди продают земельные участки, NFT, проводят fashion-week’и, музыкальные фестивали, аукционы и многое-многое другое.
Среди известных людей и брендов, сотрудничавших с платформой есть, например, Снуп Дог, Дольче Габана, Атари. А ещё, фан факт — там есть посольство Барбадоса.
На самом деле, идеи взаимодействия реальности и виртуальности появилась относительно давно. В книге Уильяма Гибсона «Нейромант» далёкого 1984-ого впервые прозвучала концепция вирутального пространства. Ну а слово “метавселенная”, со всеми атрибутами вроде VR-очков, аватаров и виртуальных городов, прдумал Нил Стивенсон в своём романе “Лавина” 1992-ого года.
Все эти идеи потихоньку, незаметно и не всегда очевидно, но всё же приходит в нашу жизнь. Например технологии сервиса Steam давно позволяют продавать внутриигровые вещи за реальные деньги. Детишки отмечают дни рождения в Роблоксе. В одной из школ Швеции ввели обязательные уроки в Майнкрафте, а учитель геометрии из Сан-Диего проводил урок в Халф-Лайф. Это реальные примеры, которые сейчас не кажутся чем-то серьёзным и больше относятся к VR, нежели чем к Метавселенной, но именно такими маленькими шажками рано или поздно, может даже мы не сразу заметим, но мы окажемся в Метавселенной.
Но если Метавселенную как идею придумали ещё в 90-ых, почему вдруг вспомнили о ней сейчас? Возможный ответ — пандемия COVID-19 и локдаун. Они потрясли человечество, подняли важные вопросы и сформулировали запрос на удобный “онлайн”: совещания и учёба в Зуме, общение в Дискорде, маркетплейсы и доставка, прямые трансляции, тик-токи, и, пожалуй, самый знаменательный прецедент — концерт Трэвиса Скотта в Фортнайте, который одновременно смотрели 12 миллионов человек.
Неудивительно, что после всего этого, идеи Метавселенной получили значимый толчок к развитию. Свою роль, кстати, сыграла и технология NFT, которая являясь дополнением к Метавселенной, вместе с тем является и её основой, ведь если бы не было NFT, не было и бы и всей Метавселенной.
Плохо ли, что мы переезжаем из настоящего мира в виртульный?
Пусть на этот вопрос каждый ответит себе сам, ну а мы здесь не за этим: главное что стоит сейчас понять – это одна из самых перспективных развивающихся сфер. Инвестиции в Метавселенную растут, несмотря на любые катаклизмы и потрясения, а это значит лишь одно – здесь можно и нужно зарабатывать.