Массовый голод в истории России случался неоднократно. Не будем сейчас подробно рассматривать его причины, следствия, масштабы и т.д. Для большинства из ныне живущих людей это всё равно будут некие абстрактные цифры, так как мы, к счастью, не застали подобных явлений и не способны "примерить" такую ситуацию на себя.
Но благодаря нижегородскому фотографу Максиму Дмитриеву и его творческому наследию, мы и сегодня можем (пусть и в самых общих чертах) попытаться понять как это было, посмотрев фотографии из его альбома «Неурожайный 1891—1892 год в Нижегородской губернии». Мне кажется, это будет куда наглядней любой статистики и цитат. Впрочем, без них тоже обойтись не получится.
Важно отметить, что в тот год голод охватил не только Среднее Поволжье, но и основную часть Черноземья. 17 губерний с общей численностью населения 36 миллионов человек. Его первопричиной стал сильнейший неурожай из-за неблагоприятных климатических условий.
Об этом периоде писали Толстой, Бунин, Эртель, Лесков и многие другие представители тогдашней интеллигенции. Многие помогали крестьянам и личным вкладом. Не только деньгами, но и самоотверженным трудом. Например, А. П. Чехов работал медиком и в его ведении было 25 деревень, 4 фабрики и один монастырь.
А медицинская помощь крестьянам была ой как нужна. На фоне недоедания то и дела вспыхивали эпидемии тифа, холеры и других инфекционных заболеваний.
Антон Павлович в своём рассказе "Жена" писал:
«…придёшь в избу и что видишь? Все больны, все бредят, кто хохочет, кто на стену лезет; в избах смрад, ни воды подать, ни принести её некому, а пищей служит один мёрзлый картофель. Фельдшерица и Соболь (наш земский врач) что могут сделать, когда им прежде лекарства надо хлеба, которого они не имеют? … Надо лечить не болезни, а их причины»
Отрадно, что преуспевающий и востребованный фотограф Дмитриев, участвующий даже в международных выставках, тоже ездил со своей тяжелой камерой по пострадавшим от засухи и эпидемий деревням Поволжья и самоотверженно заходил в крестьянские избы, чтобы запечатлеть происходящее для истории.
Максима Петровича по праву и совершенно заслуженно считают основоположником русской репортажной, то есть не постановочной фотографии. Он снимал как приезд царствующих особ в Нижний Новгород, так и вот такие сюжеты:
И вот такие тоже:
Надо сказать, что сам фотограф был родом из крестьянской семьи Тамбовской губернии и начинал свой путь простым подмастерьем. К счастью, его талант был замечен и он сумел оставить потомкам огромное творческое наследие. Помимо данного альбома, он целых 10 лет снимал Волгу и её жителей от устья до самого истока. Получал, как российские, так и зарубежные награды, но это, пожалуй, тема для отдельных публикаций.
А пока вернёмся в голодающее Поволжье. Обратите внимание на следующее фото. В частности на то, что часть соломенной крыши отсутствует.
Это означает, что семья пыталась сохранить своих домашних животных и кормила их этой соломой. Потому как из-за засухи в тот год сена и овса тоже не хватало.
Как пишут историки, крестьяне, не мыслившие своего хозяйства без лошади и коровы, часто совершали роковую ошибку. Вместо того, чтобы зарезать животных в конце осени и питаться их мясом, продолжали кормить их до последнего и всё равно вынуждены были зарезать сильно отощавших животных в начале весны, потратив уже ценный корм.
Интересно, что основной зоной неурожая были Воронежская и смежно расположенные Казанская, Самарская и Саратовская губернии. То есть, вроде как Нижегородская пострадала меньше, но глядя на эти снимки, даже невозможно представить себе куда и как может быть хуже.
К сожалению, никаких других документальных фотографий из других голодающих регионов этого же периода, кроме снимков Дмитриева, я не нашёл. Думаю, что их просто не существует.
Поэтому остаётся только быть ему благодарными за то, что показал нам, потомкам, данную неприглядную сторону крестьянской жизни. Но и она - это тоже часть истории России, которую надо знать хотя бы в общих чертах. И если, повторюсь, сухие цифры статистики большинству из современников будут по большей части безразличны, то такие сильные снимки, уверен, оставят в душе каждого неизгладимый след.
Читайте также: