В наших краях, сколько себя помню, все люди держали пушных коз. Вязали косынки, платки, носки и другие изделия из их пуха. Это было очень хорошим подспорьем для семейного бюджета, а некоторые семьи вообще только этим и жили. Наша семья была не исключением, мы тоже коз держали.
Все местные козоводы покупали коз и козлят друг у друга в поисках более хороших пород. Так и мы продавали и меняли животных, а с другим цветом пуха выискивали и покупали у соседей. Одна семья, жившая по соседству, держала большое стадо и славилась своими отменными пуховыми изделиями. Увидев однажды ту соседку, моя мать договорилась купить у нее козочку, сказала, что придет вечером.
Когда мать пришла, соседка как раз убирала хозяйство. Хозяйка повела ее в козлятник смотреть животных. Подходя к базам, они увидели, как из сарая пулей выскочил полугодовалый козленок и с лету перелетел через высокий забор базов. Мать от удивления рот открыла: какой прыгучий, взять такую высоту! Как оказалось, это была козочка, которую все обижали, и чтобы выжить, ей приходилось быстро бегать, прыгать и уворачиваться от острых, страшных и опасных рогов.
– Давай я у тебя ее куплю, чтобы больше не обижали? – сказала мать, и они стали ловить бегунью.
Это оказалось не так-то просто сделать: козюшка носилась по всему базу – не угнаться! Когда они справились, козочка была поймана и куплена, довольная мать пополнила свою козью коллекцию еще одним чудом. Козочку назвали Галюней, отвели отдельный закуток, и она, успокоившись, стала расти и мужать. Характер у нее оказался покладистый, козой она выросла послушной, спокойной и очень умной. Пришло время, и наша Галюня принесла в хозяйство первую двойню – двух девочек.
Весной выгнали коз пастись. В то время своих коз мы не сдавали в стадо, следили за ними сами. Козлята были под козами, а потому от мамок далеко не убегали – боялись. Но среди всех родивших коз больше всего выделялась Галюня. Если у остальных мамок дети были беспокойными, самовольными и горластыми, то у нее в этом плане была полная дисциплина. До наблюдения за ней я всегда думала, что у этих животных дети растут сами по себе и ни о каком воспитании не может быть и речи.
Галюня перевернула мое мировоззрение. Видели бы вы, как она шла со своими детьми! Горда подняв голову, выходила она из сарая. Девочки шли сбоку. Если она останавливалась, то они тоже стояли на месте и ждали, когда она пойдет. Когда они, устав стоять, начинали бодаться друг с другом, то тут же получали легкий толчок рогами от своей матери. Стоило одному из козлят отойти дальше дозволенного, Галюня негромко звала коротким меканьем, и козленок быстро прибегал обратно. Если чадо сразу не пришло, то могла получить за непослушание либо рогами, либо трепкой за ухо.
Ни разу я не слышала, чтобы ее козлята громко орали. Всегда короткий «мек» и все на своих местах. При этом она очень любила своих детишек. Была заботливой, нежной матерью, но при этом строгой, серьезной и дисциплинированной.
Именно так она воспитывала всех своих деток. В любви и строгости. Глядя на нее, я всегда думала о воспитании своих детей нашими предками. Бабушка рассказывала мне, что в их роду детей воспитывали в строгости, но с любовью. И строго соблюдался закон почитания своих родителей. Значит, дети уважали их, побаивались, но знали, что родители их любят, поэтому и почитали, как козлята Галюню.
Подписывайся самый лучший канал о животных и ставь лайки.
Высылай мне свои истории про питомцев на почту s.miru.po.sherstinke@yandex.ru и о них узнает весь мир :)