Давненько не писала ничего предметно о моём прекрасном 13-летнем старшем сыне, об особенностях которого и планировала говорить в данном блоге. Сначала было намного больше материалов, касающихся шизотипического расстройства и всего, что к нему относится. Оно и понятно: много информации накопилось в голове за несколько лет не-ведЕния блога.
Сейчас чего-то принципиально нового не происходит. Диагноз давно установлен, хотя далеко не всё совпадает с учебником, что порождает много рассуждений и мыслей у меня. Инвалидность получена до 18 лет, ходить по инстанциям целых 5 лет не надо. А что будет потом? А это будет потом.
Школа, дополнительная занятость, спорт -- те же, без изменений. Терапия тоже не меняется, хотя мы посещаем лечащего психиатра не реже одного раза в три месяца. Раньше ходили не так часто. В основном, по жалобам. Но в период пубертата решили встречаться каждый сезон, чтобы ничего не упустить.
Та терапия, которая сейчас назначена сыну, очень неплохо работает. Потому его настроение плюс-минус стабильно. Учится хорошо. Выполнение уроков не вызывает бури негодования. Не, ну, конечно, ноет периодами, что жизнь -- боль, а школа -- ад. Но кто из школьников среднего звена этого не делает?! А в целом нареканий нет. Справляется с программой. Достаточно самостоятелен в решении учебных задач. Заинтересован в дополнительных занятиях и постоянно чем-то увлечён. Дисциплинирован. Отлично держится в разных местах и ситуациях. Ему можно доверить какое-то поручение и знать, что будет исполнено. С братом мир и любовь.
По мнению доктора, сейчас мой ребёнок находится в стабильном состоянии. Это радует с учётом того, что дозировка назначенных лекарств минимальная. То есть при необходимости есть куда повышать. Мне думается (хочется верить), что дело не только в лекарствах. Человек сам по себе взрослеет, умнеет, учится себя контролировать. Зреют потихоньку лобные доли мозга)
Очень помогает поддержке ровного эмоционального фона также то, что:
- мы с мужем научились согласованно действовать в аспекте воспитания и реакций на "экзерсисы". Если раньше папа нервничал и пытался ребёнку что-то доказывать на повышенных тонах, сейчас, в последние год-полтора, он демонстрирует чудеса сдержанности. Нет эффекта неожиданности, потому сын спокоен. Для него сейчас отец -- тот человек, который поможет, подскажет, решит проблемы. Это семейная норма, конечно, не более. Но мы к ней пришли не сразу.
- не было каких-то значимых изменений типа переездов, смены школы, смерти близких или чего-то аналогичного по значимости. Слава Богу! Из плохого смерть собаки была. Сын достойно пережил этот момент: оплакал и отпустил. Хотя бабушка всячески пыталась запрещать плакать. И это было в корне неправильно. Но уж не знаю, почему для неё предпочтительнее лопнуть от эмоций, чем выплакать их...
- на обязательной основе мы перемежаем бытовые и учебные обязанности досуговыми мероприятиями. Для моего сына очень важна смена декораций и поступление новой информации. Активность -- наше всё. Для здоровья вредно нам никуда не ездить и ничего не посещать.
- мы даём сыну побыть одному всегда, когда он в этом нуждается. Закрылся в комнате -- значит, никто не лезет. Даже младший. Опять же возраст такой, переходный. Страшно представить, как бы мы уживались и давали детям личное пространство, если бы так и жили в первой нашей маленькой квартире...
Но всего этого без грамотной терапии всё же было бы недостататочно. "Грамотная" -- значит, не по шаблону из методички, а с учётом специфики пациента: переносимости лекарств, предыдущих реакций на те или иные препараты, выверенной дозировки. Путь проделан долгий. Больше полугода после старта пубертата схему подбирали. Это было сложно и для ребёнка, и для нас. Но, к счастью, получилось найти нужную комбинацию средств. Сколько она будет действовать? На этот вопрос никто точно не ответит. Даже врач в гадалку не играет. Поживём -- увидим.
Пубертат -- кризисное время в жизни человека. Любого. А если у него какие-то дефициты есть, то подавно. Зато после завершения этого периода становится видно, что в итоге получилось, кто вырос. В какую сторону психика качнулась.
Жизнь -- штука сложная. Особенно сейчас, когда никто не знает, в какой ситуации окажемся через неделю или месяц. Потому мы просто живём и радуемся тому, что есть. Жизнь ведь -- не прошлое и не будущее. Это то, что происходит прямо сейчас. А счастье, как я не устаю говорить, -- личный выбор. При одних и тех же исходных данных можно чувствовать себя бедным-несчастным или довольным-счастливым. Кому что больше нравится. У кого от чего больше вторичной выгоды.
А вообще мы за столько лет уже привыкли, что сын может запереживать, затревожиться, заволноваться на ровном месте. У нас уже на целую книгу, наверное, способов выхода из разных ситуаций хватит. Ребенок тоже сам к себе привык, анализирует, может отвлечь сам себя. Потому сейчас намного легче, чем в самом начале пути. Человек ко всему привыкает.
Тем, кому сейчас плохо в связи с проблемами ребёнка, хочу пожелать оптимизма и настойчивости в достижении цели. Всё получится. Не опускайте руки, любите своего ребёнка в любом состоянии и верьте в него. Кроме вас это никто не сделает!