Найти тему
Анна Полианна

Ругаем лично, хвалим публично

– Мы так и не поняли, на кого ты учишься.

 

– Я пока сама не поняла, но почувствовала, что пора.

 

В общем, прохожу очередную учёбу, но не в этом суть. Только сейчас до меня дошло, как нужно давать обратную связь. Рассказали. И задание дали, нужно вспомнить ситуации неправильной обратной связи. О, я вспомнила. Все свои грехи вспомнила, кому и что успела наговорить. Но рассказать хочу не о себе.

 

У меня много было ситуаций, когда я работала в школе. Молодая, неопытная (в школе до этого не работала), которую некоторым дамам из коллектива почему-то хотелось поставить на место. Я по привычке сопротивлялась, а так бы раньше ушла и уже, поди, нашла бы себя.

 

Нужно было написать рабочие программы по предметам. Раскидали нас по парам, один учитель пишет, другой проверяет. Мне дали то ли родной русский язык, то ли родную литературу, предмет, по которому не было на тот момент ни учебников, ни особых представлений, как и что писать. Но меня же не жалко. Я тоже понимала, что при любом раскладе и попытках это провальная затея.

 

Мне подсказали сайт, где можно найти образец программы. Окей. Что-то подправила, честно пыталась вникнуть, поспрашивала у коллег, чтобы совсем диво дивное не вышло. Отправила программу по электронной почте учителю, который должен проверить. Не помню точно, получила ли я ответ, но публичный комментарий запомнила. Мы обедали в столовой, когда моя напарница при завуче и других учителях говорит, что я такой кошмар-кошмар написала, что ей пришлось всё это дело исправлять.

 

Я напряглась. Не думаю, что я могла какие-то ужасные кошмары допустить в работе, но вот это прилюдное замечание мне показалось странным. А реальных фактов никаких. Что подразумевалось под словом «кошмар», для меня до сих пор загадка.

 

Ругают лично, хвалят публично. Вот как надо.

 

Особенно полезно знать это учителям, которые работают в коллективе (настроение же портится). А с детьми они как? Тоже напоказ все неудачи, а успехи скромненько замяли?

 

– Анна Валерьевна, у вас дети так плохо читают, вам нужно прийти ко мне на урок, послушать моих, – от такой неожиданной обратной связи я чуть не задохнулась. Я не спрашивала, как там мои дети читают.

 

А вдруг это правда? Вдруг я своим детям что-то недодаю? Я и так вся в сомнениях, а тут ещё и эти слова от коллеги, которая заменяла меня, пока я была на больничном.

 

– Анна Валерьевна, у вас дети так выразительно стихи читают, хоть сейчас всех на конкурс чтецов! – а это я получаю через неделю после предыдущего комментария, правда, уже от другого коллеги. Вряд ли за эти дни дети так разительно поменялись.

 

Выдыхаю. Нормальные у меня дети. И читают они нормально. Это просто некоторые тётеньки слишком много работают, что им некогда думать о том, как надо и можно. Опыт и возраст – не всегда о том, что тебе виднее. Иногда полезно не лезть со своей обратной связью, если её не запрашивают. Или давать её грамотно и тактично.

 

А я на самом деле постоянно запрашивала обратную связь. У тех учителей, которым доверяла. Я очень жадная была. И сейчас такой осталась. Мне нужно всё знать. Расскажите, покажите, а как это, а как то. Я правильно делаю? Я постоянно терроризировала коллег. Подозреваю, они тоже выдохнули, когда я ушла из школы.

 

Обратная связь – это не про эмоции и общие слова (хорошо, плохо), а про реальные факты. Что не так? Что нужно исправить? Над чем поработать, чтобы в следующий раз не допустить повтора ошибок?

 

И вот тут хочется попросить прощения за свои резкие слова. Кто не спрашивал, а я лезла со своим мнением. Думаю, что я так больше не делаю.

Автор
Автор