Мировое сообщество вовлечено в «третью мировую войну», отмеченную повышенным страхом, конфликтами и риском ядерного насилия, но подтверждение приверженности «правде, справедливости, солидарности и свободе» может открыть путь к миру, заявил Папа Франциск международным дипломатам.
Ссылаясь на продолжающуюся в…у на Украине, а также опираясь на конфликты в таких местах, как Сирия, Западная Африка, Эфиопия, Израиль, Мьянма и Корейский полуостров, Святой Отец сказал, что эта глобальная борьба ведется «по частям», но, тем не менее, взаимосвязана.
«Сегодня в глобализированном мире идет третья мировая война, где конфликты затрагивают только определенные районы планеты напрямую, но на самом деле затрагивают их все».
Папа сделал это заявление в рамках своего ежегодного обращения к дипломатическому корпусу, аккредитованному при Святом Престоле. Папа Франциск охарактеризовал это выступление как «призыв к миру в мире, который переживает усиление разногласий и войны».
В рамках этого обострения напряженности Папа предупредил о возросшей угрозе ядерной войны, выразив особую обеспокоенность тупиком в переговорах по ядерной сделке с Ираном. Он сказал собравшимся дипломатам, что обладание ядерным оружием «аморально», и призвал положить конец менталитету, который преследует цель сдерживания конфликта путем разработки все более смертоносных средств ведения войны.
«Необходимо изменить этот образ мышления и двигаться к всеобъемлющему разоружению, поскольку мир невозможен, когда множатся орудия смерти».
Предлагая путь к глобальному миру, Святой Отец в значительной степени опирался на Pacem in Terris («Мир на Земле»), папскую энциклику, обнародованную Святым Иоанном XXIII в 1962 году. Проблема Pacem in Terris 60 лет назад поразительно похожа на состояние мира сегодня.
В частности, Святой Отец исходил из того, что Иоанн XXIII назвал «четырьмя основными благами», необходимыми для мира: истина, справедливость, солидарность и свобода, ценности, которые «служат столпами, регулирующими отношения как между отдельными людьми, так и между политическими сообществами».
Что касается «мира в истине», Святой Отец подчеркнул «главную обязанность» правительств защищать право на жизнь на каждом этапе жизни человека.
«Мир требует прежде всего защиты жизни, блага, которое сегодня подвергается опасности не только из-за конфликтов, голода и болезней, но и слишком часто в утробе матери из-за пропаганды якобы «права на аборт».
Говоря о необходимости религиозной свободы для мира, Святой Отец отметил широко распространенные религиозные преследования христианских меньшинств, а также дискриминацию в странах, где христианство является религией большинства.
«Религиозная свобода также находится под угрозой везде, где верующие видят, что их способность выражать свои убеждения в жизни общества ограничена во имя ошибочного понимания инклюзивности».
Что касается правосудия, Святой Отец призвал к «глубокому переосмыслению» многосторонних систем, таких как Организация Объединенных Наций, чтобы сделать их более эффективными в реагировании на такие конфликты, как в…а на Украине. Но он также раскритиковал международные организации за «навязывание форм идеологической колонизации, особенно в более бедных странах» и предупредил о растущем риске «идеологического тоталитаризма», который способствует нетерпимости к тем, кто не согласен с определенными позициями, заявляя, что они представляют «прогресс».
Святой Отец также говорил о необходимости углубить чувство глобальной солидарности, упомянув четыре взаимосвязанных области: иммиграция, экономика и работа, а также забота о творчестве.
«Пути мира — это пути солидарности, ибо никто не может спастись в одиночку. Мы живем во взаимосвязанном мире, в котором, в конце концов, действия каждого имеют последствия для всех».