Найти тему
ENCORE

История Arrested Development: как хип-хоп группа с Юга бросила вызов гангста-рэпу и выиграла «Грэмми»

Arrested Development — группа 1993-года по версии журнала Rolling Stone. Одной «Грэмми» им было мало, и коллектив выиграл сразу в двух номинациях
Arrested Development — группа 1993-года по версии журнала Rolling Stone. Одной «Грэмми» им было мало, и коллектив выиграл сразу в двух номинациях

Сегодня свой пятидесятилетний юбилей отмечает Эрли Тари, малоизвестная широкой публике поэтесса, а также автор нескольких рекламных джинглов.

Нет лучше способа день свой начать
Чем заказать Фраппучино и не унывать!

Ладно, вы наверняка их никогда не слышали. У нас Starbucks закрыли, а у Тимати свои джинглы. В общем, Тари живет тихой и спокойной жизнью в пригороде Атланты, временами участвует в книжных фестивалях, где продаёт свои книги по 30$ за штуку. Некогда сильно увлечённая буддизмом, сейчас Эрли комфортнее чувствует себя в статусе набожной христианки и иногда мелькает на телевидении в рамках локальных телешоу. И мы бы даже не беспокоили мисс Тари непрошеными публикациями деталей ее биографии на нашем канале, если бы не знали, кем тихая и религиозная поэтесса из Атланты была раньше. А была она участницей одного из самых влиятельных хип-хоп коллективов в истории. Буквально эту самую историю сотворившим.

Поверь, малыш, ты понятия не имеешь, кто я на самом деле
Поверь, малыш, ты понятия не имеешь, кто я на самом деле

Политика и семейные ценности

Конец 1960-х стал началом совершенно новой эпохи в американской музыке — на сцену вышла группа Sly & The Family Stone. Вышла, чтобы изменить не просто звучание популярной музыки, а ни много ни мало сознание общественности. Коллектив устроил невиданную до этого мешанину из жанров и стилей, но главное – стал первой в истории Соединённых Штатов командой, где наравне выступали как мужчины так и женщины; как белые так и чернокожие. Сейчас этим не удивить, а живи вы в 1967-м, ваша челюсть отвисла бы от удивления, и так бы и проболталась где-то на уровне коленок вплоть до 1975-го.

Слай Стоун и его группа не на словах, а на деле показали, что значит равноправие, а также зародили новые традиции чернокожей массовой музыки — соул и фанк перестали быть просто музыкальными жанрами, они стали площадкой для социально-политических высказываний. В конце 1968-го коллектив выпустил, возможно, свой самый большой хит — песню Everyday People. Гимн этнического равенства возглавил чарт Billboard Hot 100, а сами музыканты превратились в суперзвезд Америки. Со временем, правда, шоу-бизнеса в жизни коллектива становилось все больше, а движение за гражданские права заглохло где-то на задворках общественного внимания и в свет софитов не попадало. По мнению многих друзей Слая, этот факт сильно разочаровал музыканта и он искал утешение там, где искать его никогда не стоит, — артист приобрёл целую коллекцию очень плохих привычек. Это сильно сказывалось на репетициях и концертах (на первые Стоун не приходил вовсе, а на выступления раз за разом опаздывал), что, в конечном счете, взбесило его партнеров. В 1975 году группа распалась. Тем не менее, наследие Sly & The Family Stone было настолько фундаментальным, что в 1993-м коллектив был включён в Зал славы рок-н-ролла. В том же году на музыкальном небосклоне достигла пика своего сияния звезда группы, которую многие посчитали полноправной наследницей Слая и его «семьи». И ее свечение зародилось в Университете Висконсин-Милуоки благодаря очень странной дружбе…

Студенческий кампус

П-с-с, ну дай списать, а?
П-с-с, ну дай списать, а?

Студент и начинающий DJ Тод Томас как-то познакомился с дядькой по имени Баба Ойе, который «регулярно зависал» с молодежью. Что забыл Баба в кампусе Университета, да и чем собственно занимался, никто толком сказать не мог. Поговаривали даже, что Ойе такой же студент, как и все его кореша. Просто ему 57 лет, ну, так учиться ведь никогда не поздно, разве нет? Как вспоминал потом сам Томас (ставший известным миру под псевдонимом Speech), Баба был:

Суперкрутым мужиком, всегда готовым поделиться мудростью с молодняком!

Дружба на тот момент еще Пичи, а не Speech, с локальным гуру пошла сильно дальше, чем просто «зависали вместе»: начинающий музыкант пригласил Ойе в… Свою рэп-группу. Поначалу Баба отказался, так как видел хип-хоп жанром, от которого молодежь скорее надо спасать, чем помогать ей в нем развиваться. В конце 1980-х «втопил педаль газа в пол» стиль, воспевающий насилие и жестокость улиц, — гангста-рэп. Америка толком не успела прийти в себя от многолетних мафиозных разборок понаехавших европейцев, как юному поколению снова надоело выходить на антивоенные пикеты и заниматься любовью. Эти «чертовы подростки» опять захотели быть гангстерами. Бандиты и наркоторговцы становились народными героями, отпрыски богатых белых семей тратили все карманные деньги на записи чернокожих преступников из гетто, а между самими рэперами все чаще вспыхивали конфликты (которые по итогу вылились в масштабное и кровавое противостояние побережий — подробнее о войне «Запада» и «Востока», как и ее главных участниках, мы писали здесь). Однако, потом Баба передумал. Во-первых, его, конечно, подкупил энтузиазм юного друга. Во-вторых, мужик он был мудрый и быстро сообразил, что если молодёжь чему и учить, то вещать стоит через самый популярный для последних медиум. А таковым все увереннее становился хип-хоп. Speech же, тем временем, отточив мастерство читки и диджеинга со своей первой группой Attack, перебрался в Джорджию, где поступил в Институт Искусств в Атланте.

Замедленное развитие

Headliner — молчаливый гений и «серый кардинал» Arrested Development
Headliner — молчаливый гений и «серый кардинал» Arrested Development

Большую часть детства Тимоти Барнвелл провёл в городе Саванна, штат Джорджия, где его растила религиозная бабушка, придерживающаяся строгих баптистских взглядов. До тринадцати лет ему даже думать нельзя было о том, чтобы слушать пластинки с современной развлекательной музыкой, и уж тем более их покупать. Иначе «сам взмолишься об аде», такую темную устроит «Ба». Но запретный плод, как известно, сладок, и мальчик нередко зависал у витрины музыкального магазина, разглядывая обложки. Уже тогда он знал, что станет музыкантом, хоть и не мог эти самые пластинки услышать. Музыка всегда была где-то рядом: например, его учитель в Воскресной школе по совместительству был неплохим пианистом, который мог «играть целыми днями напролёт». Сам же Тимоти, отвлекаясь от витрины музыкального магазина, прилипал лицом к витражам церкви, наблюдая за исполняющими госпел людьми. Когда же Барнвелл повзрослел, бабушка решила, что Господь уже сделал все, что мог, дабы избавить внука от лукавого, и чуть ослабила хватку своего воспитания. Таким образом Тимоти обзавёлся своей первой пластинкой в жизни — синглом Rock Box группы Run–D.M.C.

Ну, и сразу после увлёкся диджеингом (воистину, неисповедимы пути Господни). По окончании средней школы в жизни Тимоти появились его дядя с тетей, которым план выступать в маленьких клубах Саванны, перебиваясь в остальное время случайными подработками, виделся не иначе как провальным. И они убедили Барнвелла перебраться к ним в Атланту. В крупнейшем городе Джорджии Тимоти поступил в Институт Искусств.

Афроцентризм под скрэтчинг

Get up, stand up! Stand up for your right!
Get up, stand up! Stand up for your right!
— Здорово, я Пичи. А ты че, DJ?
— Типа того.

Тод Томас приметил молчаливого парнишку, когда тот за столиком университетского кафетерия внимательно изучал его (Тода) флайер с объявлением о поиске DJ. Парни разболтались и договорились встретиться после занятий в квартире Томаса, чтобы глянуть, на что способен пацан из Саванны, если дать ему «вертушку». Барнвелл отрывался до рассвета, после чего было решено, что это явно «начало прекрасной дружбы».

Technics SL-1200 — возможно, самый популярный проигрыватель в мире, чьей «живучести» во многом способствовали диджеи, не убиравшие винил из своих сетов даже на пике всеобщей цифровизации. Надёжность аппаратуры и адекватная цена сделали модель бестселлером, на что первоначально не рассчитывали даже сами создатели. Именно на такой «вертушке» Speech провёл экзамен будущего коллеги
Technics SL-1200 — возможно, самый популярный проигрыватель в мире, чьей «живучести» во многом способствовали диджеи, не убиравшие винил из своих сетов даже на пике всеобщей цифровизации. Надёжность аппаратуры и адекватная цена сделали модель бестселлером, на что первоначально не рассчитывали даже сами создатели. Именно на такой «вертушке» Speech провёл экзамен будущего коллеги

Последующие пара лет ушли у музыкантов на поиск своих звучания и философии. Мало того, что они никак не могли определиться с музыкальным направлением, они даже не до конца снимали, каково это –  быть музыкальной группой. Поэтому набрать постоянных партнеров в команду у парней не получалось. Они попытались было, следуя трендам, стать гангста-рэперами, но если твое главное преступление в жизни, это прогулять пару, то и гангстер из тебя не очень уж убедительный. Тогда артисты решили сосредоточиться на общем для обоих источнике вдохновения — группе Public Enemy.

Public Enemy — хип-хоп коллектив из Лонг-Айленда, известный своими политизированными треками, посвящёнными проблемам афроамериканского общества и критике правительства и СМИ. Любимцы кинорежиссёра Спайка Ли, известного, в первую очередь, всем вышеперечисленным, но в рамках своего творчества
Public Enemy — хип-хоп коллектив из Лонг-Айленда, известный своими политизированными треками, посвящёнными проблемам афроамериканского общества и критике правительства и СМИ. Любимцы кинорежиссёра Спайка Ли, известного, в первую очередь, всем вышеперечисленным, но в рамках своего творчества

Тут, однако, тоже возникла проблема — экспертиза в политике двух чернокожих студентов Института Искусств заканчивалась историями одних родственников про некогда привезённых в Южные штаты других родственников, которых вынудили быть рабами. По итогу и музыка парней просто скатилась в прямое копирование Public Enemy.

Меня стало это беспокоить, – рассказывал Тимоти Барнвелл, взявший себе псевдоним Headliner, – Public Enemy помогли мне осознать, что я хочу вложить в музыку, и как артист и как чернокожий южанин. Но я понял, что если мы не найдём свой звук и свое отличие, свою индивидуальность — во всем этом нет никакого смысла. Как-то я просто сказал Спичу: брат, слушай, тебе никогда не стать Chuck D (лидер и основатель Public Enemy, прим. ENCORE). Тебе придётся понять, кто ТЫ. Найди СВОЙ голос.

Пичи прислушался к соратнику: сперва он модифицировал свой псевдоним, превратившись из ничего незначащего и созвучного с «персиком» Пичи в «изречение» – Speech. А потом он связался с тем, без кого найти собственный голос ему было слишком трудно — со своим гуру.

Таки дашь списать?
Таки дашь списать?

Баба Ойе объяснил музыкантам основы афроцентризма (возникшая в начале 1980-х идеология самоутверждения людей негроидной расы, направленная на подчеркивание самобытности африканских культур и их вклада во всемирную историю, прим. ENCORE), перелопатил их тексты и сообщил, о чем же теперь будет вещать новая группа. А именно — о позитиве и торжестве духа. Неожиданный поворот для парней, которые намедни крайне неумело пытались построить трехэтажный карточный домик из нецензурной брани в адрес органов правопорядка. Сам Баба занял в коллективе должность старшины, поэта и ментора. Команду набирали по тому же критерию, который стал основой для их музыки — общность духа и мировоззрения. Художники, певцы, танцоры, дизайнеры – все, кто хотел нести новые смыслы в массы. Впрочем, это не сильно помогло в решении структурного бардака, и текучка кадров продолжалась куда стремительнее, чем писалась музыка.

Сперва я вообще не мог понять, кто отвечает за что.

Так вспоминает свой приход в коллектив Раса Дон, который стал барабанщиком группы и графическим дизайнером (создавшим, в том числе, официальный лого Arrested Development), хотя наняли его как… Танцора. Но, несмотря на частые смены людей в составе, костяк группы оставался неизменным. Фундаментом был дуэт Speech и DJ Headliner. Последний создал больше двадцати сэмплов, которые легли в основу будущего альбома, Speech приводил все идеи, тексты и музыку к общему знаменателю. К группе присоединились певицы Дионн Фэррис и Эрли Тари (еще помните такую? у нее сегодня юбилей!), а также танцовщица Монтшо Эши, и в этом составе Arrested Development выпустили свой дебютный альбом. А дальше… А дальше все участники буквально проснулись звёздами.

Пластинка 3 Years 5 Months & 2 Days in the Life Of...(«3 года, 5 месяцев и 2 дня из жизни…», ровно столько заняла запись всего материала) моментально покорила своим необычным подходом как любителей жанра в частности и музыки в целом, так и критиков. В случае с последними, рецензии были почти сплошь положительными, что было аномалией, если речь шла о хип-хопе. Коктейль из жанров (с ярко выраженным влиянием южной музыки), как и вдумчивые тексты, освещающие глобальные проблемы и актуальные вопросы, стали глотком свежего воздуха для стиля, в котором умозаключения глубже, чем «на**й копов!» встречались нечасто. Альбом был признан записью 1992 года большинством профильных изданий, а 1993-й начался для Arrested Development восхождением на пик своей карьеры. Коллектив забрал две «Грэмми» в категориях «Лучший новый артист» (что делает их первыми представителями хип-хопа, удостоенными подобной награды) и «Лучшая рэп-запись». Журнал Rolling Stone назвал их «Группой года». Дальше — больше: к музыкантам обратился сам Спайк Ли. Он снимал байопик о Малкольме Икс (с блистательным Дензелом Вашингтоном в главной роли), и не желал видеть композиторами саундтрека для картины никого, кроме Arrested Development.

Однако, как это часто и бывает, внутри самой одухотворенной рэп-группы мира бушевали вполне земные страсти.

Назови меня по имени

Конфликты среди столь разношёрстных музыкантов вспыхивали регулярно (как и на почве творчества, так и на почве денег — Фэррис, например, покинула группу из-за финансовых разногласий ещё до того, как музыкантам вручили «Грэмми»), однако все расколы долго склеивались дружбой двух «отцов-основателей» — Speech и Headliner. Дружба треснула по швам в Теннесси — штате, которому был посвящён один из главных хитов группы. Тимоти был в номере своего отеля во время своего первого промо-тура, когда роуди команды принёс ему первое издание пластинки. На ней Headliner с удивлением обнаружил, что автором всех треков значится Speech, хотя многие из них они написали вместе.

Я спросил Барта [роуд-менеджер], где мое имя. Мы ведь вместе это писали. Он сказал, что, наверное, это просто ошибка. Тогда я пошёл к Спичу и сказал ему: брат мой, почему только ты указан автором? Я думал мы сочинили это вместе. Спич заверил меня, что это действительно ошибка, и к моменту официального релиза ее исправят. С этой лжи начался наш вход в ту стадию, в которую, вероятно, мы и должны были войти — остановку умственного развития (Headliner отсылает к термину, который является названием группы, и также означает медицинский диагноз).

Шокированный Headliner по инерции продолжил работу с командой, все больше замыкаясь в себе, а сами Arrested Development неуклонно двигались к краху своей первоначальной формы. В 1994-м году группа выпускает второй альбом, который и близко не повторил коммерческого успеха дебютной пластинки. Вернее сказать, он с треском провалился. Напряжение между Speech и Headliner лишь усиливалось, и в итоге коллектив распался в 1996-м.

Вдохновляющая речь и судебные иски

Speech потерял лучшего друга, но воссоздал группу всей своей жизни
Speech потерял лучшего друга, но воссоздал группу всей своей жизни

В 2000 году Speech основал свой лейбл, Vagabong Production, и первым же делом решил реанимировать Arrested Development. Эрли Тари не воссоединилась с группой из-за прогрессирующих проблем с горлом, не позволяющим ей петь, а Headliner и вовсе пропал с радаров на следующие двадцать лет. Он с трудом переживал случившееся и зарекся соприкасаться с миром музыки, убрав свою «вертушку» и больше к ней не прикасаясь. Он не давал интервью, не появился в документальном фильме об оригинальном составе команды, он фактически стёр сам себя из истории Arrested Development. Тем временем, Speech, не совсем уж без успеха, но и точно без триумфа колесящий по американским городам и весям с гастролями возрождённой группы, получил неожиданное промо оттуда, откуда совсем не ждал. В 2003 году на телеканале Fox вышел ситком Arrested Development.

Сериал, который впоследствии соберёт множество премий (включая «Золотой глобус»), пришёлся совершенно не ко двору Speech и его команде. Как минимум, он сильно усложнял рекламные кампании гастрольных туров, ведь теперь публика при виде афиши с надписью «Замедленное развитие», думала о телевизоре, а вовсе не революционерах от хип-хопа. В итоге, создатель Arrested Development (группы) подал в суд на создателей Arrested Development (сериала). Это, в свою очередь, сильно завело ту самую публику, ведь нет счастья для последней без хлеба и зрелищ. Узнав, что на телеканал наехали не кто-нибудь, а двукратные лауреаты «Грэмми», люди принялись скупать запылившиеся альбомы группы, чтобы быть в контексте разгорающегося скандала. И так внезапно оказалось, что «подлые коммерсанты» оскорбили легенд рэпа, на музыке которых выросла добрая половина зрителей. Телевизионщики же в ответ поступили как самые обычные коммерсанты и попросту заплатили артистам денег за нейминг, исчерпав тем самым конфликт. Последний, надо сказать, исключительно положительно сказался на рейтингах – как первых так и вторых.

Развитие

Старейший участник рэп-коллектива в истории музыки
Старейший участник рэп-коллектива в истории музыки

В 2018 году в возрасте 87 лет, после продолжительной борьбы с лейкемией, скончался духовный лидер Arrested Development, старейший человек в хип-хопе – Баба Ойе. Несмотря на то, что Баба не принимал непосредственное участие в записях, он всегда был полноценным членом группы, ментором остальных артистов и соавтором множества текстов.

Он помогал бездомным, был ветераном войны, путешественником, духовным советником группы, строгим веганом, танцором, вокалистом и заядлым роллером. Я чудовищно буду по нему скучать.

Speech продолжил «учение» Ойе, настаивая на идее, что хип-хоп может и должен быть светлой и социально значимой музыкой. Arrested Development сотрудничали со многими артистами сцены (например, с The Black Eyed Peas) и получили ещё несколько различных наград. Команда продолжает выступать до сих пор, являясь не менее значимыми героями рэп-сцены, какими были их кумиры Public Enemy. Один из основателей — DJ Headliner — впервые прервал молчание лишь в 2016 году, спустя двадцать лет после распада оригинального состава. За это время артист пережил наркотическую зависимость и клиническую депрессию, но спустя долгий путь через терапию и поддержку близких, смог, наконец, усмирить и обиды и собственных демонов.

Я хочу, чтобы вы знали, что все мои воспоминания об Arrested Development лишены горечи. Это грустные воспоминания, но одновременно они и сладкие. Я всегда говорил, что мы сделали что-то фантастическое, что-то феноменальное. То, что никто другой не сможет сделать. Это не что иное, как благословение Всевышнего. Я счастлив быть частью того, что мы смогли подарить этому миру.

«Headliner, lay the foundation!» (с) Speech

Грэмми
0