Найти тему

"Побег к победе" ("Escape to Victory") - художественный фильм о футболе с участием Пеле и Сильвестра Сталлоне

Сами создатели считают, что сняли фильм на основе венгерского "Два тайма в Аду" 1962 года. А у нас говорят, что идея была потянута с умеренно известного советского фильма "Третий тайм" 1963 года (про который тоже будет отдельная статья). С Куравлёвым и Невинным который. Если и так, то сюжет на идею натянули свой. Как говорят у нас на Дзене - не спёрли, а вдохновились! Да и не в сюжете дело - его там почти нет - а в том, что целью ставили продвижение футбола, для чего привлекли прославленных актёров Майкла Кейна и Макса фон Зюдова, набирающего популярность Сильвестра со столовой Сталлоне и некоторое количество известных футболистов - Пеле, Бобби Мура, Освальдо Ардилеса и даже поляка Казимежа Дейну. Поляка в фильме немного, просмотр не травмирует. Да и не поляк является основной бедой этого фильма, а отсутствие хоть какого-то сюжета. Но об этом ниже. Слай снимался в этом фильме между первым и вторым "Рокки", за год до "Рэмбо: Первая кровь". Не "Горный хрусталь", конечно, но тоже странное кино.

На IMDB у кино рейтинг 6,6 - на троечку. Тем не менее на ММКФ 1981 года фильм был на что-то там номинирован (клюква года?), а в Китае даже получил премию "Золотой Хуаибяо" за выдающийся вклад в развитие кино. Хуаибяо - это традиционная китайская крылатая колонна, если понимаете, о чём мы. Выложить фото этой награды мы тут не можем - Дзен посчитает предмет цилиндрической формы с крылышками контентом для взрослых 18+. Интересный факт, что в китайском кинематографе помимо упомянутой выше премии существует ещё премия "Золотой петух". И согласитесь, диваньерос, что в этот момент нам с вами открылся китайский кинематограф с совершенно неожиданной стороны! У кого сейчас вот такое же лицо, как у Слая, впервые увидевшего футбол, в который играют ногами?

Чтоооооооо????
Чтоооооооо????

Мы неимоверно преисполнились и прониклись величием китайского кинематографа. Смотреть его мы, конечно же не будем, но, когда у нас будет большой и популярный канал, мы будем свирепо и властно номинировать на обе эти премии российские фильмы про футбол. И не только. Совершенно случайно маленький, но гордый канал Золотой Диван нашёл, как поднять с колен российский кинематограф.

Обычно в обзорах фильмов принято пересказывать сюжет, но тут мы сталкиваемся с тем, что необходимо пересказать отсутствие сюжета. Задачка не из простых, но попробуем. Итак, где-то на территории Франции англо-американские военнопленные скучают в концентрационном лагере. Чилят на бараке, зависают на кортанах, а группа суетологов пинает круглого. Массовка в немецкой форме наслаждается игрой, с трудом сдерживая зевоту. Скучно настолько, что в порядке рабочего бреда рождается идея провести футбольный матч между командой военнопленных и какими-нибудь немцами. Безумная идея совершенно случайно залетает в ухо заезжего пропагандиста, и неожиданно приходится по нраву. Из лагерной движухи раздувают международную встречу сборной Англии со сборной союзников с радиотрансляцией на тогда ещё Великую Британию. Тем более что в плен попало некоторое количество профессиональных футболистов. Параллельно группа активистов планирует побег, Слай сбегает, но вынужден вернуться, чтобы помочь сбежать остальной футбольной команде. Зачем и почему именно футбольной команде? Потому что гладиолус. Но в итоге матч с трансляцией проводится, в конце Пеле забивает через себя, а Сталлоне берёт пенальти, назначенный продажной судьёй. Толпа зрителей выбегает на поле, сметая охрану и вынося расписные ворота, которые в стихотворении Иртеньева "Вертикальный срез" служитель запирает, а тут, значится, выносят, как в песне Нейромонаха Феофана "Ядрёность - образ жизни". Радость, ликование, восторг, свобода!

Даааааааа!!!!!!
Даааааааа!!!!!!

А если пилить профессиональную рецензию (или, что мне ближе, редакторское заключение), то тут несколько проще. Снято слабенько - не очень красиво, и видно, что с монтажного стола многое полетело в трэш. Видимо, денег было Руй наплакал и нормальные комбинированные съёмки не вывезли по бюджету. Но несколько красивых моментов есть. Пеле красиво чеканит и бьёт через себя. Наш Король! Ардилес и Мур тоже ничего. Остальных совсем мало, увы, а там, наверное, были мастеровитые мастера. Немцы немножко картонные. Видно, что не хотелось такое играть, разве что фон Зюдов ещё туда-сюда. Актёрище!

Но вместе с тем хотелось бы отметить смелость и мастерство сценаристов Ябо Яблонски, Джордже Миличевича и Джеффа Магуайра (какую фамилию капитан "Манчестер Юнайтед" позорит!). В условиях отсутствия сюжета, бюджета и актёров они сделали всё, что могли. И даже больше. Например, за 40 лет до "Тедда Лассо", о котором мы тоже писали

в европейский футбол был введён в качестве тренера спортсмен из футбола американского! Более того - в итоге он встал на ворота и поймал мяч! Как это принято в американском футболе! Выкуси, Тед Лассо! Слышишь? Вы. Ку. Си. Мастерское раскрытие персонажа, богичная интеграция, рекламные интеграции на Золотом Диване будут такими же. У персонажа Пеле есть нормально прописанная история - он не просто какой-то британский угольщик, которых тогда в Британии особо-то и не было, а перспективный футболист с солнечного Тринидада. В нашем кино такого даже главных героев не удостаивают обычно. Красиво, достоверно, гармонично. Мы в себя так не верим, как в капрала Луиса Фернандеса.

Но фильм всё-таки больше на поржать. В детстве, надо признать, смотрелся даже с интересом. Впрочем, всё равно лучше, чем современные отечественные поделия на ту же тему. Которые мы тоже тут разделаем под орех. Если народу интересно, конечно.

-3