Как я встретила Новый Год в Архангельске, и чем меня покорил Русский Север.

31 декабря я решила сесть в машину и поехать на север.

Говорят, как новый год встретишь, так его и проведешь... 2023 я решила встретить на Русском Севере. Давно хотела съездить в Архангельск, да всё никак не могла собраться... А тут взяла, да и собралась. И получилась у меня в итоге история о том, как Елена Поморцева поехала в столицу Поморья и поселилась в отеле на улице Поморская. Вот так всё совпало.

Трасса М-8 "Холмогоры". Соединяет Москву - Ярославль - Вологду - Архангельск.

31 декабря прошло в пути. Люблю ездить за рулём. Особенно на север! За день преодолела больше 1000 км. Вечером заселилась в уютный отель в самом центре города. Конечно, сразу отправилась на прогулку. В этом году праздничные гуляния и концерты в Архангельске отменили по понятным причинам. Но город всё равно нарядили. Правда посмотреть этот нарядный город помешал сильный северный ветер. Он пронизывал насквозь... Последний раз такое дыхание Арктики я чувствовала во время путешествия по Ямалу.

В связи с этим я вернулась в свой отель. Он называется "Roomi". Я выбрала его, так как на первом этаже располагается ресторан северной кухни. Шеф-повар этого ресторана ездит с экспедициями по архангельской глубинке, собирает рецепты и потом использует их при приготовлении блюд.

Ресторан уже закрылся. Но работал room-сервис. Я заказала суп из оленины. В итоге новый год получился без алкоголя и оливье. Но с невероятно вкусным супом.
Вот так тихо и спокойно, кажется, весь Архангельск встретил 2023 год... За всю ночь я не услышала за окном ни одной шумной компании! И это в центре-то города! Да и салюты именно в эту ночь почти не взрывались...

Новый год без новогоднего стола и салатов, зато с очень вкусным супом из оленины от шеф-повара.

В итоге северный город, на первый взгляд, показался мне хоть и холодным, но очень уютным, комфортным и адекватным. Легла я рано. Всё-таки 1000 километров за рулём были хоть и в кайф, но немного утомили. Тем более на 1 января у меня было много планов...

Утро 1 января 2023 года в Архангельске.

1 января в 10 утра я вышла на улицу в центре Архангельска в надежде где-нибудь позавтракать. В моём отеле в этот день завтрак начинался с 16:00. Конечно, ждать этого времени я не стала. Картина на улице была примерно такая: метель, сумерки, ни души, всё закрыто! Как будто апокалипсис наступил. Понятно, что никакие рестораны 1 января в 10-11 утра работать не будут. Если честно, я рассчитывала на сетевые заведения типа «Додо Пицца» или «Вкусно и Точка». Но и они были закрыты и точка! Тут я поняла, что позавтракать и выпить кофе смогу только в одном месте — на АЗС.

Все заведения закрыты. В центре города ни людей, ни машин.

После завтрака я отправилась в музей «Малые Корелы». Это уникальный музей северного зодчества под открытым небом в 25 километрах от Архангельска.

Я тут подсчитала, что была уже в шести музеях деревянного зодчества. «Малые Корелы» самый масштабный, самый крутой и мой самый любимый!

Весёлого Новогодия желает музей "Малые Корелы".

На территории 140 гектаров, где очень красивый таёжный ландшафт, собраны более сотни старинных строений — это крестьянские усадьбы, амбары, бани, мельницы, церкви, колокольни… Всё это было построено северными зодчими в XVI – начале XX веков в разных деревнях Архангельской губернии.

Нигде я не видела таких огромных, мощных деревянных домов, как на Русском Севере! Они просто завораживают и заставляют восхищаться теми людьми, которые их строили, и которые в них жили.

Север — не место для слабаков и лентяев. И я считаю, что самые крутые, сильные, смелые и амбициозные люди живут на севере. Так было раньше и сейчас — точно также.

Во времена, когда строились эти деревянные шедевры, жители Русского Севера — Поморы — отличались от жителей других регионов своей независимостью и свободолюбием. Здесь не было крепостного права и татаро-монгольского ига. Поморы преуспели в судостроении и мореходстве, рыбном промысле и охоте (в том числе на морского зверя), международной торговле, солеварении… Север суров, но щедр на богатства. Здесь всегда царил дух свободы и предприимчивости.

Погода 1 января порадовала теплом и снегопадом. И прогулка по «Малым Корелам» получилась очень вдохновляющей.

Правда, пока я ходила и рассматривала шедевры северного зодчества, снега на парковке изрядно прибавилось. И выезжая, я забуксовала. Но люди на севере — отзывчивые, добрые и благородные. Даже толком не успела понять, что случилось, как ко мне подскочил мужчина, сказал, как выкрутить руль и вытолкал машину. На Урале было бы точно также. Однако, есть регион, где как-то сама откапывала свою машину под очень ценное замечание, прохожего, о том, что у меня лопата маловата. Не раз замечала подобное там. Не буду сейчас писать название этого региона.

Пока я гуляла по музею, парковку засыпало снегом.

А в «Малые Корелы» я ещё обязательно приеду! Хочется побольше узнать о тех, кто владел этими шикарными северными домами и заглянуть внутрь. 1 января экспозиции внутри северных изб были закрыты.

Из музея «Малые Корелы» я поехала в Северодвинск — город, расположенный в месте, где Северная Двина впадает в Белое море. Ради Белого моря я туда и поехала… Я его уже видела, и оно мне нравится гораздо больше, чем Чёрное.

На льду Белого моря.

Сам Северодвинск имеет советский облик и выглядит достаточно сурово… Город представляет из себя смесь промзон и жилых микрорайонов, состоящих из советских панелек.

Так выглядит Северодвинск с моря.

Северодвинск — город судостроителей-атомщиков. Его градообразующие предприятия — «Северное машиностроительное предприятие» и центр судоремонта «Звездочка».

Здание "Северного машиностроительного предприятия". В 15:50 уже темно.

«Северное машиностроительное предприятие» — единственная верфь России, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок. Атомные ракетоносцы, сделанные в Северодвинске, сегодня составляют основу вооружения морских стратегических ядерных сил России. За всю свою историю существования «Севмаш» построил для ВМФ 136 атомных подводных лодок. Один из последних реализованных проектов — подлодки проекта 955 «Борей», на которых расположены баллистические ракеты «Булава». Также предприятие делает пассажирские, грузовые, рыболовецкие суда.

Центр судоремонта «Звездочка» занимается строительством, а также ремонтом, модернизацией и переоборудованием, как атомных подводных лодок, так и ледоколов, грузопассажирских судов.

Зимой Белое море замерзает, поэтому судов в этот раз я здесь не увидела.

Во время своей прошлой поездки в Северодвинск я была очень впечатлена суровым Белым морем и военными кораблями, которые в тот момент были в его акватории. В Северодвинске расположена Беломорская военно-морская база, входящая в состав Северного Флота ВМФ России.

В этот раз Белое море было совсем другим. Его сковал лёд. Никаких военных кораблей не было. А по льду массово гуляли жители Северодвинска, дети катались на бубликах.

Здесь, прогуливаясь по льду, я встретила закат. Даже без военных судов Белое море завораживает своей суровостью.

Белое море.

После заката я вернулась в Архангельск и завершила 1 января длительной прогулкой по городу.

Как и во всех других городах в Архангельске есть свой Арбат — пешеходная улица Чумбарова-Лучинского или просто «Чумбаровка». Несколько лет назад власти решили свезти на эту улицу старинные деревянные строения со всего Архангельска. Так здесь оказались усадьбы купцов, лесопромышленников, промысловиков, зажиточных крестьян.

Одно из самых красивых — здание Коммерческого собрания, построенное в 1858 году на средства немецких промышленников. В XIX веке в здании собиралась архангельская элита — самые богатые предприниматели Поморья.

Сегодня возле этого здания поставили красивую елку. Многие особняки на «Чумбаровке» подсвечены и украшены гирляндами.

Самый яркий особняк на "Чумбаровке".

Также понравилась новая набережная Северной Двины. Когда-то на её месте был заброшенный пирс и пустырь. Теперь новые дома, жители которых наслаждаются из окон видом на реку, прогулочные зоны.

Бараки, которые так любят показывать блогеры типа Ильи Варламова в Архангельске тоже, конечно, есть. Их постепенно сносят, а на их месте строят новые жилые дома. Причём не гигантские муравейники, а вполне адекватных размеров. Может поэтому Архангельск показался мне каким-то свободным и просторным. Передвигаясь на машине у меня ни разу не было проблем с парковкой. Везде спокойно можно найти место. В том числе и возле жилых домов.

На причале речного вокзала мне посчастливилось увидеть два ледокола — Диксон и Капитан Евдокимов. Оба они проводят суда по Белому морю в замерзающий порт Архангельск. На другом участке набережной Северной Двины увидела универсальное грузовое судно Механик Брилин.

Завершила вечер в ресторане авторской северной кухни «Roomi» в моём отеле. Заказала, конечно же, рыбу — треску.

В итоге за один день я успела погулять в лесу в музее деревянного зодчества, пройтись по льду Белого моря в Северодвинске и обойти весь центр Архангельска. По-моему, получилось самое насыщенное 1 января в моей жизни.

Треска на ужин в ресторане Roomi.

На следующий день я выехала из Архангельска. Однако решила не ехать сразу 1000 километров, а остановиться на ночевку где-нибудь на пол пути, и таким образом ещё один вечер провести на севере. В итоге выбрала городок Вельск, стоящий на трассе М-8 «Холмогоры» посередине между Москвой и Архангельском.

Следующая моя остановка Вельск — южная столица Архангельской области.

Видимо, благодаря такому географическому положению, сегодня в Вельске есть ресторанчики и приличные гостиницы. Я остановилась в отеле, который расположен в бывшем здании земской станции старого почтового архангельского тракта. Особняк 19 века отреставрировали: на первом этаже расположилась кофейня, а на втором — шесть номеров.

Мой отель в историческом здании бывшей земской станции.

Каждый имеет свой интерьер и называние, которое совпадает с названиями станций на почтовом тракте: Москва, Ярославль, Вологда, Вельск, Холмогоры, Архангельск. Я забронировала номер Москва. Мне нравится, когда старинные здания получают вторую жизнь. Хотя, по сути, особняк продолжает выполнять свою историческую функцию: в нём останавливаются на отдых путешественники.

Впервые за новогодние дни решила съесть оливье. Поужинала в ресторане, который также расположен в старинном отреставрированном особняке.

В этом старинном здании также располагается отель и ресторан. Здесь я и поужинала.

Потом долго гуляла по городу. Много деревянных домов. Мало людей. Снег падал большими хлопьями. Вот вроде бы ничего особенного в городе нет. Разве что какое-то своеобразное умиротворение и очарование северной провинции.

Хотя, нет… есть кое-что особенное в Вельске — набережная без реки. Благоустроенный участок набережной располагается далеко от реки Ваги. Вода подступает лишь во время паводка, а в остальное время прогулочная зона располагается просто на краю заливного луга. Кстати, раньше тут располагался главный городской бульвар, и гулять по нему могли только состоятельные люди, так как вход на бульвар был платным. Теперь набережную благоустроили для всех.

Благоустроенная набережная.

На следующий день заехала пообедать в Вологду и на этом моё путешествие по Русскому Северу подошло к концу. Надеюсь, что не зря говорят, как новый год встретишь, так его и проведешь. Я не прочь, вернуться в эти края ещё не раз.

Всех с наступившим Новым 2023 годом! А как и где Вы провели новогоднюю ночь? Рассказывайте в комментариях!