Сервис Яндекс Лавка изменил способ оплаты для курьеров. Не только цифры зарплаты, сама система является абсолютно новой.
Я не знал, стоит ли об этом что-то писать.
Дело в том, что заинтересованные курьеры "Лавки" уже знают об этом.
Для тех, кто не связан с Яндексом, будет трудно объяснить, что произошло, в одной статье. И, что самое главное, похоже, совсем не заинтересованы.
В то же время, это важное событие. На мой личный взгляд, это о многом говорит.
Структура этой статьи является следующей:
- Ключевое отличие между оплатой курьерам в Яндекс Лавке и Самокате?
- Что изменилось в оплате курьерских услуг в Яндекс Лавке?
- Что это означает в глобальном плане и как это касается "Самоката"?
Основное отличие между оплатой курьеру в Яндекс Лавке и Самокате
Ни "Самокат", ни "Яндекс-Лавка" уже не являются агрегаторами. С помощью агрегаторов доставка осуществляется в различные локации, которые являются партнерами сервиса - кафе, рестораны, магазины. Эти партнеры являются независимыми и автономными от агрегатора.
"Самокат" и "Лавка" — это так называемые "дарксторы" (дословно "темная лавка"). В них "Яндекс Лавка" сам продает товары, которые покупатель видит в своем приложении. Она не только доставляет их через курьерских партнеров, но и сама выступает продавцом.
Это вступление может показаться лишним, но я считаю, что его стоит упомянуть, поэтому мы вернемся к нему в конце.
С точки зрения курьера, это несколько иная работа, чем у агрегатора - ты привязан к складу, куда возвращаешься после каждого заказа. Вы не на улице или в фуд-траке между заказами из разных мест, вы просто сидите на стуле на одном месте.
При этом принцип оплаты курьеру в Яндекс-Лавка такой же, как и в Яндекс-Еде - курьер получает деньги за статус прибытия ("Прибыл в ресторан" и "Прибыл к заказчику") и за пробег от ресторана до заказчика. Сами количества были меньше, но формула была та же самая. Приведем более показательный пример:
35₽ + 35₽ + 15₽/км (данные действительны для Санкт-Петербурга этим летом)
Как зарабатывать больше с этой формулой? Надеемся, что заказов будет больше и/или путь от магазина до клиента будет длиннее. Есть также небольшие надбавки за тяжелые заказы и использование личного велосипеда, но мы не будем их сейчас рассматривать. Это приятные дополнения, но они не имеют решающего влияния на размер сбора.
А как насчет Самоката? У "Самоката" простая почасовая оплата. Элегантный в своем минимализме.
Вот так, вот так. Неважно, сколько поручений в час, сколько километров, или сколько он весит. Даже если вспотеешь, даже если промахнешься. Если умножить цену на количество часов, то не прогадаете. Я не помню точных цифр, но, кажется, для СПБ это было 190₽/час.
Разница принципиальная. Каждый может решить для себя, что лучше. Отмечу лишь, что знакомые курьеры "Лавки" считали нашу "желтую" мотивацию лучше "розовой", с большими деньгами и энтузиазмом. Большинство курьеров "Лавки" получали и получают большую оплату за час, чем курьеры "Самоката".
Теперь перейдем к изменениям.
Что изменилось в курьерских расчетах Яндекс Лавки
С конца июля Яндекс Лавка также ввел почасовую оплату. Имея свои отличия, она не повторяет "Самоката" один в один, но все же.
Опять же, возьму для примера данные по Санкт-Петербургу (про другие, честно говоря, не знаю). Не буду приводить скриншоты из официальных новостей "Урядового курьера" в качестве доказательства - эти источники закрыты, не буду испытывать нервы Яндекса, если не понравится - забанят. Я просто повторяю.
На данный момент в магазинах Санкт-Петербурга действует почасовая оплата 160 рублей в час + 20 рублей за заказ.
Рассмотрим, что это значит на двух примерах.
ПРИМЕР 1. Курьер доставил два заказа за один час, и в обоих случаях клиент жил ровно в километре от магазина.
Старая формула: (35₽+35₽+15₽*1) + (35₽+35₽+15₽*1) = 170₽.
Новая формула: 160₽ + 20₽ + 20₽ = 200₽
200₽ больше 170₽. Прибыль? А как насчет другого примера?
ПРИМЕР 2: Курьер доставляет три заказа за один час, проезжая всего 500 метров для каждого заказа, а клиенты живут рядом.
Старая формула: (35₽+35₽+15₽*0,5) + (35₽+35₽+15₽*0,5) + (35₽+35₽+15₽*0,5) + (35₽+35₽+15₽*0,5) = 232,50₽
Новая формула: 160₽ + 20₽ + 20₽ + 20₽ + 20₽ = 220₽
Новая формула стала менее экономически эффективной. Да, всего за 12 рупий, но тут, как говорится, важен принцип. Во втором случае все три стороны могли бы продолжать жить, и разница была бы еще больше. Если умножить разницу на количество часов, проведенных на игровых автоматах, то разница еще больше.
Каждый ли магазин имеет такую высокую плотность заказов - три и более в час? Нет, не всегда. Но иногда и больше.
Этот текст я начал писать, когда мне написал курьер одного из петербургских ритейлеров. Он показал мне свой отчет к реформе - 20 заказов за шесть часов. 2460₽ со всеми бонусами.
Он пересчитал свой отчет за этот день по новой системе и получил 1420₽. С учетом бонуса за пользование велосипедом. Разница в тысячу рупий не в пользу курьера.
Это лишь частный пример, но он из реальной жизни. Просто констатирую факты.
Что это значит в глобальном масштабе и какое отношение к этому имеет "Самокат"?
Я уже говорил об этом раньше: существует мнение, что ни один сервис доставки еды и продуктов в мире пока не является прибыльным. Ни один из них.
Все они, как считается, выманивают у инвесторов деньги, меняя потребительские привычки населения планеты. Они приучают людей к доставке и надеются потом получить прибыль. Когда никто больше не хочет идти в магазин, вместо этого заказывают через приложение.
Могу ли я это доказать? Нет, я, очевидно, не знаю внутренней работы этих служб. Об этом только косвенно свидетельствует тот факт, что эти службы никогда не отчитываются о прибыли в своих отчетах. Оборот, выручка, но не прибыль.
Могу также рассказать, как прошлым летом сам доставил плитку шоколада "Риттер-Спорт" из "Яндекс-Лавки". Прежде всего. Заказчику это обошлось в 119₽, а я получил за эту доставку около 130₽. Какая с этого выгода?
Вот оно. Почему я писал в самом начале, что магазин и Самокат не являются агрегаторами и что это важно?
Яндекс-Еда, Delivery Club и другие берут плату за доставку в рестораны и магазины. Иногда она достигает 30-40% от суммы заказа. Это означает, что агрегатор зарабатывает не только на стоимости доставки, которую платит клиент. Кроме того, это забирает значительную сумму из ресторана или магазина.
А в случае с темным магазином, кто берет комиссию? От самого себя?
Вы можете попробовать взыскать с клиента большую сумму. Сначала "Самокат" и "Лавка" объявили о бесплатной доставке. Потом магазин начал экспериментировать с небольшой платой за доставку в периоды высокого спроса, с минимальной корзиной, и все это после того, как я доставил ту шоколадку. Однако, не очень полезно внезапно поощрять покупателя идти в магазин в одиночку.
То же самое касается и "незаметного" включения расходов на доставку в цену продуктов питания - они незаметны до определенного предела.
Вы также можете попробовать платить меньше курьерам.
В данном случае я вижу, что бизнес-модель "Самоката" - просто платить меньше курьерам - является выигрышной. Я думаю, что это признание Яндексом правильности этой модели на пути к прибыльности.
Возможно, не за горами то время, когда инвесторы начнут спрашивать у этих сервисов - ну что, вы там изменили свои пользовательские привычки? Когда появляется прибыль?
Возможно, уже начинают спрашивать. Вы не удовлетворитесь только объемами и оборотами, потому что в финансовых пирамидах, например, обороты очень большие.
Стоит ли ожидать огромного возмущения со стороны курьеров "Лавки" и массового бегства курьеров из этого сервиса? Не думаю.
Те, кто работал над увеличением своих доходов - да, эти люди могут обращаться в другие службы. Если есть что проверять.
Для тех, кто зарабатывает дополнительно или не рассчитывает исключительно на эту профессию, большинство льгот останется на месте: легкая работа, свободный график, место для отдыха на складе.
Это не защита Яндекса, а трезвый взгляд на ситуацию.
Если мои выводы хоть немного верны, то подобные процессы рано или поздно должны произойти во всех службах доставки.
Будем откровенны - работа курьера тяжелая, но достаточно хорошо оплачиваемая. Жир - за неквалифицированный труд, объяснение вы, очевидно, слышали! Курьер, принимающий заказы в "Бургер Кинг", всегда получает большую оплату за час, чем работник того же "Бургер Кинга". А работник общественного питания, в конце концов, уже выполняет какую-то квалифицированную работу, имеет более полноценную физическую и т.д. и т.п. Это не может продолжаться вечно.
Курьерские компании тратят чужие деньги и надувают этот пузырь, а мы, курьеры, на этом неплохо зарабатываем. Теперь пришло время разобраться с расходами. Это и для нас тоже 😊.
Это мое некомпетентное обывательское мнение по этому поводу.