-Вовка, а ты не забудешь меня, точно? – сказала Лариса и слезы медленно потекли по ее щекам.
-Ты что, глупенькая, конечно я буду писать. А когда ты окончишь свой техникум, то сразу приедешь ко мне, и мы будем вместе всю жизнь, до самой старости – старясь разбавить грустную нотку, улыбался Вовка, стоя на перроне.
Вовка и Лариса жили в одной деревне с самого рождения. Как-то раз, на местной дискотеке Вова заметил девушку, которую, как он рассказывал потом, полюбил с первого взгляда.
Никто и никогда не сомневался, что эта прекрасная любящая пара скоро свяжут себя узами брака, и в скором времени, будут воспитывать таких же красивых детей, как они сами.
Но все вышло совсем не так. Когда Вовка закончил училище, его дядька предложил ему хорошую работу на севере, и по тем временам очень достойную заработную плату.
-Сынок, такая возможность выпадает не всем, Тихон за тебя сам просил капитана, а Лариса твоя будет тебя ждать, а потом и свадьбу сыграете на заработанные деньги и квартиру купите в городе – настраивал Вовку отец.
Конечно Вова и сам понимал, что такой возможности может больше и не быть, но от предстоящей разлуки в сердце щемило.
Они с Ларисой никогда почти не расставались, а тут целый год. Но решение было принято.
«Я буду тебя ждать, я люблю тебя» - последние слова Ларисы звоном отдавались в его голове, заглушаясь стуком колес.
Он обещал писать и писал. Писал и писал, но ни одного ответа от девушки Вова не получал. Его родители в скором времени продали дом и переехали в город. О судьбе Ларисы ничего не слышали. На вопросы сына отвечали кратко, что ничего не знают больше о семье Ларисы.
Вовка тосковал, мысли о том, что Лариса нашла другого, не давали покоя. Но вырваться домой он не мог, да и дома там уже не было. Он писал целый год, но потом все-таки перестал.
С каждым днем он чувствовал, что его новая жизнь все больше увлекает его. Он много работал, чтобы стараться быстрее забыть первую любовь. Но сердце все так же болело, только боль становилась тупой.
Так думал Вовка, а на самом деле все было совсем не так.
***
-Мама, не было почты сегодня? – с надеждой, каждый раз спрашивала Лариса, возвращаясь с учебы.
-Нет, доча, ничего нет, пора бы уже забыть тебе своего моряка, может и женился он уже давно, а ты все слезы льешь по нему, ни словечка ведь не написал – ворчала Нина Ивановна, на сухо протирая тарелки. –Ты бы лучше обратила внимание на Леонида, Витиного сына, давно он за тобой ухаживает, а ты, как будто и не замечаешь.
Леонид был конечно мужчина из приличной семьи, умный, образованный, спокойный. Но Лариса воспринимала его просто, как приятеля.
-Не могу я мама без любви, никто мне не нужен, я верю, что он вернется – сквозь слезы говорила Лариса и все ждала.
Но время шло, писем не было. Она окончила техникум и собиралась уехать в город.
Как-то раз Лариса уже окончательно собралась уехать, да мать слегла, и помочь было не кому. Вот она и осталась.
-Лариса, дочка, мне уж мало осталось жить, не умру ведь спокойно, выходи замуж на Леньку, будешь жить, как у Христа за пазухой, и мне будет хорошо – умоляла Ларису мать.
Прошло еще несколько месяцев, Лариса, понимая, что старая любовь навсегда в ее сердце и она уже не сможет никого полюбить, решила выйти замуж за Леонида. Мать была на седьмом небе от счастья, сыграли свадьбу, и Леонид забрал Ларису в город, Нина Ивановна осталась в деревне, так как стала чувствовать себя намного лучше.
Леонид работал главным конструктором на заводе, денег семье хватало, Лариса устроилась в школу учителем младших классов. Жизнь неумолимо шла вперед. Лариса никогда не любила мужа, но старалась уважать его и лишний раз не спорить. Через год у них родилась дочь.
***
Так за годом, шел год.
Каждый раз, приезжая проведать маму, Лариса, старалась пройти мимо дома, где раньше жил Вовка, воспоминания до сих пор были болезненны.
-Мама, привет, ты как? – спросила Лариса мать, приехав в очередной раз
-Что-то сердце давить стало постоянно, - сказала Нина Ивановна – уставать стала больше, в магазин и то стало ходить тяжело
-Заберу тебя к себе, мам, я тебя тут не оставлю, давай вообще этот дом продадим, тоскливо мне тут – ответила Лариса и молча подошла к окну.
-Да как продать то, это же память об отце твоем, тут и бабушка твоя жила, и дед… нет умру я тут, Лариса, принеси мне нитроглицерин, он в ящике лежит.
Лариса быстрыми шагами пошла в другую комнату и открыла комод, среди разных шкатулок и коробочек сложно было найти таблетки, которые ее мама, почему-то хранила отдельно от всех остальных.
Лариса засунула руку поглубже в нижний ящик и вытащила жестяную коробку от печенья.
-Наверно тут, вот спрятала то – подумала Лариса и принялась искать нужные лекарства.
Среди старых открыток в самом низу, скрепленные резинкой, лежали письма лицевой стороной вниз.
Лариса взяла письма и присела на край кровати. Что-то необъяснимое подтолкнуло ее повернуть пачку писем и прочитать адресата.
В голове потемнело, эти письма были отправлены Ларисе Струговой, а значит ей.
-Вовка – сердце екнуло и казалось, что его стук заглушает шум дождя за окном.
Лариса быстро перебирала каждое письмо, доставала вложенные открытки и вчитываясь в каждое слово – плакала.
«Родная моя, у нас минус 35 опять, спал плохо все думал о тебе…..»
«Милая Лариса, жизнь стала без тебя пасмурной и унылой, нет ни строчки от тебя….»
«Не спал три дня… Не томи меня, любимая, ответь»
«Желаю тебе счастья…это мое последнее письмо…»
И в каждом письме Лариса прочитала тоску, грусть, любовь и ожидание ее ответа. Но как? Как эти письма не дошли до нее?
Мысли путались, Лариса пыталась успокоиться, но мелкая дрожь в руках не отпускала ее, в какой-то момент она вскочила с кровати, только сейчас она поняла…Только сейчас.
-Мама, что это? Почему ты не отдала мне ни одно письмо Вовы? Мама, я так страдала и ждала от него весточки? – Лариса рыдала, стоя на коленях возле матери, пытаясь услышать хоть, что-то в ответ.
Нина Ивановна приподнялась и осторожно села, облокотившись на подушку. Она смотрела на дочь, и сердце обливалось кровью от боли. Она уже давно страдала от того, что сделала много лет назад, это не давало ей спокойно спать, во сне она часто видела заплаканное лицо дочери.
Нина Ивановна не могла рассказать дочери, что когда-то давно в молодости была безумно влюблена в отца Володи, была даже беременна от него, но он испугался ответственности и бросил ее на четвертом месяце беременности. Она не могла рассказать дочери, как сделала аборт и со стыда была готова провалиться, зная, как поступил с ней человек, которому она верила и любила.
Когда Нина узнала, что Лариса и Вова встречаются, она сразу пошла к отцу Владимира и заклинала его увезти своего сына, обещая, что все равно не даст им быть вместе. И Петр пошел ей навстречу, и при первой возможности отправил сына подальше. Он тоже совершенно не хотел породниться с Ниной, когда их связывало такое неприятное прошлое, которое они тщательно скрывали.
-Мама, ответь мне, умоляю – захлебывалась слезами Лариса – за что ты так со мной, мама
Нина Ивановна молча посмотрела на дочь, она не могла найти нужных слов.
После того, как Лариса вышла за Леонида, мать видела, что дочь начала затухать, она увядала, как цветок. В ее глазах пропал блеск, лицо стало потухшим. Нине казалось, что дочь стареет, быстрее, чем она. Мать даже пыталась найти родителей Вовы, но их нового адреса никто не знал. Нина Ивановна изъедала себя за то, что сломала жизнь своей дочери, но не могла, признаться Ларисе.
-Прости меня, дочка –тихо сказала Нина Ивановна и заплакала. Она больше не слышала шума дождя и плача дочери, она тихо погружалась в какую-то другую реальность.
Очнулась она уже в больнице, медсестра ставила капельницу, Лариса сидела возле и держала мать за руку.
-Мама, Господи, ты так меня перепугала, мамочка – Лариса нежно поцеловала мать в лоб. –Только не нервничай пожалуйста я прошу тебя, все хорошо, тебе нельзя переживать
Нина Ивановна смотрела на дочь и понимала, как сильна любовь Ларисы к ней, что она смогла простить такой поступок матери. Она улыбнулась дочке уголками рта и прижала ее руку к своей щеке.
В этой истории наверно не нужно ворошить прошлое и пытаться изменить то, что случилось, возможно так и должно было произойти.
Лариса не стала судить мать и попыталась простить ее.
А вот сможет ли она вычеркнуть из памяти все что было, никто не знает.
А вы бы простили?