Перцовый газ, светошумовые гранаты, водометы, штурм Конгресса – так выглядела и так звучала 8 января Бразилия. Вырвавшиеся на улицы сторонники бывшего президента Болсонару решили, что калька событий 6 января 2021 года в США станет лучшим показателем их недовольства прошедшими выборами. И если мотив протестующих был вполне понятен заранее, то вопросы к силам безопасности страны остаются. Они, по словам многих СМИ, будто помогали недовольным в противоправных действиях. Действительно ли можно говорить о некоем организованном протесте или имели место иные причины?
Верховный суд Бразилии поздним воскресным вечером отстранил от должности губернатора столицы Ибанейса Рочу сроком на 90 дней из-за недостатков в системе безопасности города Бразилиа. Закономерная реакция высших властей объяснима: тысячи сторонников крайне правого экс-президента Жаира Болсонару в ходе протестных выступлений врывались в правительственные здания, особо не встречая сопротивления местных силовиков.
Позже властные структуры призвали блокировать посты в социальных сетях с призывами к насильственным акциям, а верховный судья Александр де Мораес приказал военным в течение 24 часов демонтировать все лагеря сторонников Болсонару по всей стране. Полиции же велено арестовать всех протестующих, все еще находящихся на улицах. Командиры вооруженных сил, полиции и министр обороны будут привлечены к ответственности в суде, если лагеря не будут демонтированы, добавил де Мораес, напомнив, что все дороги в стране должны быть расчищены 9 января.
Не успев еще отойти от инаугурации 1 января, действующий президент Лула да Силва буквально сразу вынужден был принимать незамедлительные действия по решению вопросов с разразившимся беспределом. Власти моментально объявили о начале расследования нападений на государственные институты, а сам глава Бразилии объявил режим ЧС до конца месяца и сообщил, что федеральные власти возьмут на себя функции управления органами общественной безопасности. Для этой цели в воскресенье был даже издан указ «О федеральном вмешательстве в сферу общественной безопасности в Федеральном округе».
«Цель вмешательства – положить конец серьезному нарушению общественного порядка, отмеченному актами насилия и вторжением в общественные здания», – пояснил президент страны.
Шаг своевременен, ведь радикальные «болсонаристы» захватили и осквернили Национальный конгресс, Федеральный Верховный суд и резиденцию президента Республики – дворец Планалту. Подобные действия, как отмечает бразильский портал G1, беспрецедентны в истории страны. «Террористы-болсонаристы», как называют радикалов местные СМИ, разбивали окна и мебель, покушались и откровенно портили произведения искусства и исторические объекты, рвали документы и даже похищали оружие. Ущерб государственному имуществу пока до конца не подсчитан. По разным данным, к вечеру воскресенья было арестовано около 300-400 человек.
Президента в самый разгар протестов эвакуировали в Сан-Паулу, но ночью Лула да Силва смело вернулся в столичную резиденцию, чтобы на месте решать проблемы и увидеть своими глазами масштабы бедствия. По правде говоря, без слез на последствия действительно не взглянешь.
Но вот, что любопытно: в федеральном правительстве возникло понимание того, что военная полиция Федерального округа и спецслужбы долго замалчивали возможную скорую вспышку недовольства. Невооруженным взглядом понятно, что брожение в рядах противников Лулы ощущалось не первую неделю. Лагерь сторонников Болсонару перед штабом армии был создан уже давно, вот только никто его не торопился разбирать.
Один из важных инструментов любых противостояний – социальные сети – тоже, видимо, отслеживались как попало. За несколько дней до вторжения «бунтарей» в Национальный конгресс, Федеральный Верховный суд и дворец Планалту, радикальные болсонаристы использовали все наиболее популярные мессенджеры для переговоров и координации своих действий.
Бразильские аналитики давно предупреждали о риске возникновения в Бразилии инцидента, подобного восстанию 6 января 2021 года в Капитолии США (неслучайно правого президента Жаира Болсонару называют «тропическим Трампом»). Еще до того, как в октябре состоялись президентские выборы, на которых левый кандидат Луис Инасиу Лула да Силва победил действующего главу государства Болсонару, соцсети были наводнены призывами «Остановить воровство» (речь идет о голосах избирателей) и призывами к военному перевороту, если Болсонару проиграет выборы.
Сообщения с требованием государственного переворота, наряду с распространенными хэштегами сторонников Болсонару о «фальсификации выборов» распространились во всех социальных сетях. Самая жестокая риторика, а также самая прямая организация имели место в Telegram, отмечает The Washington Post.
А в течение ряда недель, предшествовавших нападениям на конгресс Бразилии и другие правительственные здания, соцсети страны наполнились призывами атаковать автозаправки, нефтеперерабатывающие заводы и другую инфраструктуру. Также людей приглашали прийти на «вечеринку с боевым кличем» в столице страны. В одном посте говорилось: «Внимание, патриоты! Мы организуем для вас тысячу автобусов. Нам нужно 2 миллиона человек в Бразилиа».
По соцсетям гуляли плакаты с призывом выходить на улицы и расписаниями чартерных автобусов, которые будут перевозить митингующих до «точки сбора». По данным местных изданий, в столицу в прошедшие выходные приехала сотня таких автобусов с более чем 4 тысячами человек.
Теперь следствие должно найти ответ, кто же финансировал протестные акции, предоставив для их участников сотни автобусов. Но не заметить многочисленных свидетельств активности зачинщиков бунта в социальных сетях и не предпринять необходимые меры – этот факт выглядит весьма странно.
Но дальше – больше. Около 14:00 лидеры бунтовщиков покинули лагерь и двинулись в сторону Конгресса (до него от места старта 8 километров) в сопровождении… военной полиции. Как отмечает Reuters, машины силовиков с мигалками лишь сопровождали толпу болсонаристов, не перекрывая пути подхода к сердцу политической жизни страны. Как оказалось, у Конгресса тоже почти никого не было, поэтому преодолеть барьер на входе не составляло труда. Были попытки остановить надвигающихся людей перцовыми баллончиками, что тоже не произвело эффекта.
Спецназ прибыл на место только через два часа после начала вторжений. В какой-то момент было решено слезоточивый газ, но некоторые сотрудники органов правопорядка становились жертвами нападений. Другие полицейские вообще вступали в разговор с болсонаристами и снимали на видео штурм правительственных зданий. Был даже идентифицирован сержант, который принимал участие в актах вандализма. Министр общественной безопасности Федерального округа Андерсон Торрес (к слову, сторонник Болсонару) даже не находился в «горячий день» в Бразилии. Он ездил в США (именно там сейчас находится Жаир Болсонару, уехавший отдохнуть во Флориду). Этот штрих тоже весьма подозрителен. Конечно, после всего произошедшего он был уволен губернатором Федерального округа, а правительство вообще потребовало его ареста.
Невольно возникает предположение, что полиция потворствует протестам, некоторые чиновники откровенно бездействуют. Да и такая схожесть со штурмом Капитолия в США, который никак не выходит из головы в контексте произошедшего в Бразилии, наталкивает на мысль о некоем вмешательстве. Но так ли на самом деле?
– То, что сторонники бывшего президента Болсонару не раз высказывали свое недовольство – это факт, – комментирует главный редактор журнала «Латинская Америка», профессор СПбГУ Виктор Хейфец. – Они об этом часто говорили, в прошлом году уже перекрывали магистрали, но своего не добились. Такое ощущение, что это был жест отчаяния. Это все было сделано не в момент подведения итогов, не в момент инаугурации, а после нее. Еще и после того, как не раз было сказано, что будут привлечены федеральные силы для подавления подобных выступлений.
Главный пострадавший здесь – бывший президент Болсонару, потому что ему будет сложно в случае, если он решится вдруг пойти на выборы. Он сам вряд ли стоит за непосредственной организацией событий. Скорее всего, он был в курсе, что нечто подобное может произойти. Отчасти и с этим связано то, что он отправился за пределы страны. Мол, случись что – я здесь ни при чем.
Но вряд ли он был в курсе деталей. Другое дело, что имела место пассивность сил безопасности Федерального округа (руководитель подразделения, к слову, уже снят с должности за это). Но вряд ли и ему было дано распоряжение быть пассивным. Возможно, он не был уверен, как действовать, ну и действовал как действовал. Губернатор округа в любом случае уже публично извинился за то, что власти проявили неспособность предотвратить беспорядки. Но сказать, что это масштабный заговор, я не готов.
– Протесты более-менее подавлены, но можно ли говорить, что недовольство затихло надолго?
– Можно предположить, что подобные вспышки выступлений еще будут, но лично я не вижу шансов на их успех.
– Какие последствия могут быть для страны?
– Пока никаких, потому что серьезных политических пертурбаций в стране я не ожидаю. Политические лидеры тех стран, которые высказались по этому поводу, независимо от идеологии, демонстрируют удивительное совпадение точек зрения: все против протестов, все поддерживают избранного главу государства. Внутри страны Бразилия показала, что схемы вполне работают. Можно справиться с недовольными в рамках существующей системы.
Так или иначе, «крайним» как среди самих бразильцев, так и многих зарубежных политиков остается Болсонару. Пять американских конгрессменов уже выступили за экстрадицию экс-президента Бразилии из США, поскольку для них он является «ответственным за воскресные террористические акты».
Что интересно, сам Жаир Болсонару из «американского далека» осудил участников беспорядков (не упустив случая пнуть и своих оппонентов из левого лагеря). Он написал в Твиттере: «Мирные демонстрации, по закону, являются частью демократии. Однако грабежи и вторжения в общественные здания, которые произошли сегодня, а также те, которые практиковались левыми в 2013 и 2017 годах, – вне закона».
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Полина Коноплянко