Найти в Дзене
"На лыжи!"

«Я никогда не хотел тренировать. Но потом понял, что это моё призвание»

Конкурс «Лучший лыжный тренер года» от проекта «На лыжи», организованный компаниями РУСАЛ и EN+ Group при поддержке Федерации лыжных гонок России, в этом сезоне охватил 25 регионов России.

В Москве победителем признан тренер школы «Спартак» Владимир Рыгалин, родной брат лыжницы сборной России Анастасии Прокофьевой. В интервью нашему проекту он рассказал о том, как прошёл путь от полного неприятия тренерской работы до понимания, что это его призвание.

– Как лыжные гонки появились в вашей жизни?

 – Отец у меня занимался велоспортом, но после службы в армии переключился на лыжи. Работал в общеобразовательной школе и вёл секцию по лыжным гонкам. Он меня в 6 лет на лыжи и поставил. Так и начал потихоньку заниматься. Сначала больше игра была, а потом уже тренировки стали серьёзными. Сам рос, а вместе со мной и результаты. В 18 лет выполнил норматив мастера спорта по лыжным гонкам. Но я трёхкратный мастер спорта, на самом деле.

– В каком плане?

– Я же числился ещё в полиции, как многие лыжники, ну и приходилось заниматься не только лыжами. Стал мастером спорта по летнему служебному биатлону, это легкоатлетический кросс со стрельбой, а ещё по служебному двоеборью, когда из пистолета Макарова нужно стрелять отдельно в тире, а потом бежать лыжную гонку.

-2

– Не хватает ещё одной корочки – по биатлону.

– (Смеётся) Навыки стрельбы у меня хорошие. Но как-то не довелось. В лыжах у меня получалось неплохо. Был пятым на первенстве России по юниорам в скиатлоне, после чего попал в экспериментальную сборную «Сочи-2014», которой руководил Юрий Михайлович Каминский, а помощниками у него были Михаил Талгатович Девятьяров, Николай Фёдорович Расков и Евгений Николаевич Лопухов. Я два года был в этой команде, но результаты начали падать. Когда перешёл из юниоров на молодёжный уровень выше 19-го места на России не поднимался.

– А что было потом?

– Вернулся в СШОР «Юность Москвы» – «Спартак» к своему тренеру Головину Владимиру Викторовичу (отец руководителя сервис-бригады сборной России Виктора Головина – прим. «На лыжи!»), которого сейчас, к сожалению, уже нет в живых. Поскольку был устроен в полиции, бегал на всех ведомственных стартах, поступил в Московский государственный педагогический университет.

-3

– Уже задумывались о тренерской работе?

– Нет, конечно! Я никогда не хотел тренировать. В МПГУ поступал, скорее, для галочки, учиться там мне не очень хотелось. Но Владимир Викторович постепенно изменил моё отношение к тренерской работе. Постепенно неприятие переросло в стадию «почему бы и нет». Так и начал потихоньку работать. Честно говоря, я и сейчас открываю свой спортивный дневник, в котором записаны все мои тренировки с Владимиром Викторовичем, беру оттуда информацию и с небольшой корректировкой даю те же тренировки и подопечным. Я очень благодарен своему тренеру за всё то, что он для меня сделал, для меня он был и остаётся примером для подражания. И как тренер, и как человек.

– Начинающим тренерам обычно дают группу самых маленьких. У вас так же было?

– Директор школы «Спартак» Михаил Дмитриевич Смиренский в 2017-м сразу дал мне возможность самому набрать себе спортсменов, что я и сделал. У меня спортсмены не переходящие, занимаются только со мной. Сейчас они уже начинают показывать достойные результаты: призёры Спартакиады школьников, победители «Праздника Севера», чемпионы Москвы. Могу выделить Машу Сидорову, Яну Кузнецову, Никиту Хмарского. Но вообще абсолютно все спортсмены старательные, трудолюбивые. Просто молодцы. В моей группе ребята с 2004 по 2010 годов рождения.

– В Москве не самые удобные условия для занятий лыжными гонками.

– Это действительно так, больной вопрос на самом деле. Мы тренируемся на Планерной, мне туда добираться минимум полтора часа, да и ребятам многим тоже. Но их это не останавливает. Все занимаются серьёзно, ведут дневники, занимаются только с часами и пульсометрами, чтобы все данные были у меня в программе.

-4

– Вам нравится работать тренером?

– Очень. Считаю, что это моё призвание.

– Конфликты случаются? Вряд ли хоть один тренер обходился без такого.

– До острых моментов не доходило. Ставлю спортсменов в достаточно жёсткие рамки в плане дисциплины, постоянно веду диалог, каждый вечер провожу собрание, показываю видео, разбираем технику, ошибки. Дети у меня замечательные – дружные и между собой, и с тренером. Одна спортсменка даже картину подарила, которую сама нарисовала. А в этом году подарили мне портативную колонку, но пользуемся ей всей командой. Раньше в тренажёрке или боксах музыку на смартфоне слушали, так почти ничего не слышно было, теперь же качество звука совсем другое.

– Что в ваш основной плейлист входит?

– В основном, то, что я слушаю сам – «Король и Шут», «Кино», «Би-2». Нужно, чтобы ребята такую музыку тоже знали. Но перемежаю и с клубными задорными попсовыми композициями – они неплохо заряжают и во время упражнений, и во время подготовки лыж. Кстати, я всех спортсменов привлекаю к обработке и подготовке инвентаря, и сам очень люблю возиться с лыжами.

– Никогда не было разочарования от тренерской работы и мыслей – зачем мне это всё нужно?

 – Были такие моменты. Обычно после того, как спортсмены не показывают те результаты, на которые способны, к которым уже готовы. Либо когда накосячили не в спортивном, а в бытовом плане. И вот тебе предстоит очередной сбор, семья остаётся дома, а ты должен вновь куда-то ехать, вновь работать с теми же ребятами, которые только что тебя разочаровали. Да зачем тебе это нужно – не проще дома быть и детишек тренировать, которым не нужны результаты? Но потом эмоции утихают, наступает время анализа и приходит понимание того, как работать дальше.

– Как семья относится к вашей работе и постоянному отсутствию?

-5

– Они нормально всё воспринимают. Сына Мишу я в 4 года на лыжи поставил, ему нравится. Дважды жена с сыном со мной на сборы ездили, видели, что это совсем не курорт, а тяжёлая работа. Супруга даже вникать стала, в чём-то помогает уже. А совсем недавно выступала резко против моих тренерских инициатив.

-6

– Каких именно?

– В прошлом году я хотел поменять машину. У меня был минивэн, а я выставил его на продажу, чтобы купить микроавтобус. Ох, как она протестовала! Это ты всё для своих спортсменов, чтобы только им было удобно, а о семье вообще не думаешь. Долго мы с ней обсуждали этот момент, я её убеждал, что это и для нас будет лучше. В общем, после долгих переговоров убедил. Теперь микроавтобус служит всем – и семье, и спортсменам. Теперь мне не приходится ни от кого зависеть, если нужно ребят на соревнования отвезти. С приобретением этого транспортного средства настоящим тренером себя ощущаю. Можно забрать ребят, загрузить инвентарь и в любое время доехать, куда нужно.

– Сколько человек у вас в группе?

– 25 спортсменов. Но на сборы во время подготовки к важным стартам, беру только лидеров, которые могут показать результаты. У меня есть два претендента на участие в соревнованиях «Дети Азии», есть те, кто может на Спартакиаду отобраться по юниорам. Но те ребята, которые остаются в школе, не дома сидят, а закрепляются за другим тренером. Все работают, никто не брошен. Да я ведь даже в отпуске практически не бываю. Да, положено 30 дней, но как я уйду, а спортсменов оставлю? Ведь можно потерять всё, над чем работали годами.

-7

– С сестрой Настей приходится время от времени работать? Сложно с ней?

– Бывает, да, что я на какой-то короткий период становлюсь её тренером. Вернее, спарринг-партнёром, когда она домой к родителям приезжает. Всегда с ней на лыжах тренировки провожу. Но мы редко пересекаемся. Даже вот сейчас на новогодние каникулы совсем немного времени вместе провели. 31 декабря собрались в доме родителей в Богородицке (Тульская область), а мне уже рано утром 1 января уезжать на сборы. Встретили Новый год, а потом я сел за буран, благо отец в спортшколе работает, и укатывал для неё дистанцию. Зато как приятно было, когда она после своей тренировки позвонила и сказала, что трасса укатана прекрасно, палки не проваливаются, всё здорово. Работать с ней совершенно не сложно.

-8

– В «Спартаке» к тренеру Владимиру Рыгалину как относятся?

– Очень хорошо, как мне кажется. Коллеги, несмотря на мой возраст, даже совета спрашивают, особенно в части подготовки лыж.

-9

– Признание «Лучшим тренером 2022» в Москве – это аванс или заслуженная награда?

– Прежде всего, я хотел бы поблагодарить проект «На лыжи!» за всё, что вы делаете во всех направлениях в плане популяризации и развития лыжных гонок во многих регионах, за потрясающе полезные обучающие материалы, мастер-классы и вообще всю информацию – от новостей и прямых эфиров до нюансов подготовки лыж от лучших экспертов. Желаю проекту дальнейшего развития. Что касается награды, то я точно не считаю её авансом. У моих спортсменов есть достойные результаты. Конечно, я не буду ходить и всем рассказывать, что меня признали лучшим тренером, но в душе я очень горжусь этим достижением. Это стимулирует к дальнейшей работе, ведь нужно соответствовать этому статусу.

-10