Найти в Дзене
Курская слобода

Неспетая песня фельдмаршала Барятинского

Как известно, наш земляк Александр Иванович Барятинский (1815 - 1879) являлся не только крупным специалистом в области военного искусства, но и признанным знатоком загадочной женской души. Однажды донжуанские пути-дорожки привели нашего земляка к подножию одной из самых неприступных вершин России в лице великой княжны Ольги Николаевны (1822 - 1892), дочери императора Николая I, которая была покорена курским Казановой. Однако отец-самодержец лелеял иные планы в отношении дочери. Ольга, как и все русские принцессы, обязана была стать средством укрепления мира и дружбы между народами, то есть вступить в династический брак с каким-нибудь европейским королевичем, а о потомке Рюрика – Барятинском забыть навсегда. Александра Ивановича, по распоряжению государя, за аморальное поведение отправили в действующую армию на Кавказ, а его возлюбленную окружили более плотным кольцом фрейлин и гувернанток, дабы должным образом подготовить несовершеннолетнюю Ольгу к счастливой супружеской жизни. Но утон

Как известно, наш земляк Александр Иванович Барятинский (1815 - 1879) являлся не только крупным специалистом в области военного искусства, но и признанным знатоком загадочной женской души.

Однажды донжуанские пути-дорожки привели нашего земляка к подножию одной из самых неприступных вершин России в лице великой княжны Ольги Николаевны (1822 - 1892), дочери императора Николая I, которая была покорена курским Казановой.

Даффингер Мориц Михаэль. Барятинский в 1838
Даффингер Мориц Михаэль. Барятинский в 1838

Однако отец-самодержец лелеял иные планы в отношении дочери. Ольга, как и все русские принцессы, обязана была стать средством укрепления мира и дружбы между народами, то есть вступить в династический брак с каким-нибудь европейским королевичем, а о потомке Рюрика – Барятинском забыть навсегда.

Робертсон Кристина. Портрет великой княжны Ольги Николаевны, 1841 год
Робертсон Кристина. Портрет великой княжны Ольги Николаевны, 1841 год

Александра Ивановича, по распоряжению государя, за аморальное поведение отправили в действующую армию на Кавказ, а его возлюбленную окружили более плотным кольцом фрейлин и гувернанток, дабы должным образом подготовить несовершеннолетнюю Ольгу к счастливой супружеской жизни. Но утончённое воспитание быстро ей надоело, и, памятую о первом мужчине, взволновавшем её душу и сердце, монаршая дщерь не на шутку увлекается военным делом. Ольга лихо скачет на коне, предпочитает гусарскую униформу женскому платью, поражает окружающих глубокими знаниями, как военной истории, так и современного состояния Русской Императорской армии. По её настоянию в начале 40-х годов XIX века Николай I создаёт 3-й гусарский Елисаветградский Ея Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны полк. А так как Барятинский в период незабываемых встреч с Ольгой являлся лейб-гусаром, то данное формирование с большой долей вероятности можно назвать «полк имени Любви».

Великая княжна Ольга Николаевна в форме шефа Елисаветградского гусарского полка
Великая княжна Ольга Николаевна в форме шефа Елисаветградского гусарского полка

Не остывали чувства и у Александра Ивановича. Однажды он имел дерзость отклонить кандидатку в жёны – Марию Столыпину, родную сестру Веры Столыпиной, первой фрейлины императрицы Александры Фёдоровны, предложенную самим Николаем I.

Но шли годы, и разлука с желанным всё более тяготила Ольгу, а папа энергично прочёсывал старушку Европу в поисках подходящего варианта для России и сносного мужа для дочери. Иногда для наглядности он брал её с собой. Впоследствии Ольга Николаевна напишет записки, где найдётся место и рассказу об утомительных евротурне в поисках жениха. Например, при встрече с наследником Вюртембергской короны Карлом у молодых людей не возникло даже минимальной симпатии: «Кронпринцу Карлу (впоследствии моему мужу) было пятнадцать лет. Это был симпатичный мальчик с интересным, но грустным лицом. Его отец, отличавшийся дурным характером, относился к нему деспотически. Кроме них, был ещё там герцог Вильгельм Вюртембергский, тощий и длинный, настоящий дон Кихот. Все были довольно молчаливы, не было уюта и чувства симпатии друг другу. И Карл не сохранил приятных воспоминаний об этой встрече. Папа был рад поскорее уехать оттуда».

Константин Яковлевич Афанасьев. Портрет императора Николая I
Константин Яковлевич Афанасьев. Портрет императора Николая I

Однако вскоре Николай I, находясь в Варшаве, пишет Ольге письмо в Петербург, где, между прочим, сетуя по поводу фанатизма немцев и радуясь, что «дело не состоялось», вдруг изрекает: «Теперь выбирай только между предлагаемого или всегдашнего пребывания дома в девицах: ибо нет, вероятно, какого-либо иного предложения, достойного тебя, когда нет на то лица».

В 1846 году был заключён брак кронпринца (с 1864 года – короля – авт.) Карла с Ольгой Николаевной. Семейная жизнь династической пары протекала спокойно и счастливо. К 25-летию их свадьбы 13 июля 1871 года была выпущена специальная гравюра с портретами короля и королевы, гербами Вюртемберга и Российской Империи над девизом «Бесстрашие и верность».

Ольга Николаевна являлась учредительницей нескольких благотворительных обществ для малоимущих немцев и детей-сирот. Современники вспоминали о своей королеве как о женщине с очень приветливым нравом, которая всегда скучала по родине. По сей день городские власти, общественность Фридрихсхафена (в то время – летняя резиденция вюртембергских королей – авт.) оберегают как историческую реликвию так называемый «русский лес» - большой парк с липовой аллеей, разбитый по проекту Ольги Николаевны в 1862 году. Возлюбленная Александра Ивановича Барятинского прославилась ещё многими добрыми делами на благо земли вюртембергской. Недаром одна из улиц Фридрихсхафена – «Olgastrasse» носит её имя.

Никез де Кейзер. Принцесса Ольга Вюртембергская. 1848 год.
Никез де Кейзер. Принцесса Ольга Вюртембергская. 1848 год.

Скончалась Ольга Николаевна в октябре 1892 года, пережив менее чем на год своего мужа короля Карла, в своей летней резиденции Фридрихсхафене. Прощание с королевой с соблюдением соответствующего православного ритуала (Ольга всегда оставалась верна вере отцов) прошло в присутствии русского посла и православного духовенства. Затем гроб с телом привезли в столицу Вюртемберга город Штутгарт, где состоялись похороны.