Найти тему
Изучаю людей

Кто кому должен

Я много раз на этом канале писала про слово "должен", которое я не люблю. Нет, я на самом деле люблю это слово, когда оно касается того человека, который его произнес. Я должен больше зарабатывать. Я должен сегодня доделать отчёт. Я должен с понедельника начать худеть. Мы, конечно, можем этими многочисленными должен загнать себя в сумасшедший дом, но откровенно говоря психологи этим больше пугают, чем такое реально происходит, мы все же обычно себя любим. Не люблю я слово должен, когда оно касается кого-то или чего-то там другого, и служит индульгенцией к ничегонеделанию.

Я не буду первым мириться, жена должна. Я не должен помогать ребенку делать домашние задания, в школе пусть учат. Я не должен убирать свою комнату, я не просил родителей меня рожать.

Почему я должен - моя личная фраза триггер, и многодетные родители сейчас согласно покивают - я не знаю семьи, в которой больше одного ребенка, и в которой эта фраза постоянно не звучала бы. Иногда даже страшно становится, а что если и правда это станет их жизненной позицией? Пусть кто угодно, только не я. Поживем, увидим. Пока что в рамках собственной семьи борюсь изо всех сил. 

На свои личные грабли с надписью "должен" я наступила сполна, когда моя старшая дочь пошла в школу. Она не должна до школы уметь читать, на что тогда школа? И я не должна с ней делать домашку, она должна успевать сама. За эти "должен" я упрямо держалась около полугода, пока не поняла, что класс нам с дочерью достался сплошь читающий, а она не успевает, и что неуспевание это копится и как снежный ком нарастает в том числе из-за того, что с домашними заданиями сама она не справляется. Плюс страдает уже и самооценка - я могла сколько угодно фыркать, что проект "Мой дом" по окружающему миру должен делать сам ребенок, но когда весь без исключения класс приносит трехмерные модели своих панельных девятиэтажек, а у моей дочери кривой рисунок на листочке... 

Когда не можешь прекратить безобразие, остаётся возглавить. Следующий проект я тоже сделала за дочь. А домашние задания делала вместе с ней до пятого класса - а что мне оставалось, если ребенок все же оказался дисграфиком. Мои принципы остались при мне - да, так быть не должно. Но оно так. И остаётся решать, что с этим делать. Можно пытаться менять ситуацию, ругаться, писать в чаты и департамент. Можно уходить из ситуации - в итоге именно этим и окончилось, мы сменили школу. Ну а можно ничего не делать и ныть, как хорошо было бы, если бы... И этот вариант мне нравится меньше всего.

Онлайн-занятия и онлайн-кураторство было запущено мной и многими другими коррекционщиками в пандемию. Из позиции либо так, либо никак. Онлайн-занятиям как-то повезло - они быстро выбрались из болота осуждения. А ведь было, все было, ещё пару лет назад. Это что такое вообще, это неэффективно, это неестественно, для глаз вредно... Сейчас онлайн-занятия с ребенком успешно практикует каждый второй специалист, создаются интерактивные пособия, обучающие курсы для педагогов, берущих на занятия учеников по всему миру... Онлайн-кураторству родителей повезло меньше хотя бы по той простой причине, что ребенка, который не в состоянии заниматься онлайн, и очно далеко не каждый специалист возьмёт. А далее как с Пастернаком - не читал, но осуждаю. Не умею, и вы не сможете. А пофыркать в сетях сам Бог велел. И родители сами-то не могут. И сами-то не должны. И должны только со специалистом...

Читаю, и искренне не понимаю - родители что, умственно отсталые? Они не могут реализовать по пунктам а, б, с, если им каждый пункт расшифровать и объяснить? Или дело в том, что осуждающие опять-таки сами этой структуры не видят, и объяснить поэтому не могут?

Конечно, если педагог действует методом перебора пособий, а вдруг что-то зайдет, родителей он ничему научить не может. Ну а если может? Нет, и тогда возражения. Со специалистами эффективнее! См. выше. Смотря с каким. И зависит от ребенка, разумеется. С кем-то и очно ни с места, с кем-то на кураторстве в карьер. А на старте часто не угадаешь. Нет,нет,нет! Иногда так и предоставляю себе этого возражающего специалиста, вполне не фигурально уши заткнувшего и аргументы не воспринимающего - нет, нет, нет!!! Не могут, не справляются, не умеют, не должны и вообще дискредитация профессии, они ж себе сами зубы не лечат!!! А на дефектологию ишь, замахнулись!

Ну, во всяком случае это единственный понятный мне аргумент. Когда профессия на стыке педагогики и медицины, это вообще непросто для осмысления. Вижу диагноз, но ставить права не имею и вот это вот все. Диагноз диагнозом, и видеть мы можем все, что угодно, но манипуляции, которые мы проделываем с ребенком, все же педагогические а, значит, вполне доступные к применению и родителями тоже. Учат же родители своих обычных детей дома. Зная структуру и программу. А, значит, задача коррекционного педагога, берущегося за данный формат обучения - сделать то же самое для своих учеников.

Ну и, возвращаясь к началу этой статьи... Все эти построения со словом "должны" уж никак не должны быть поводом умыть руки и не делать ничего вообще. 

Государство должно обеспечивать коррекцию бесплатно. Коррекция не должна стоить дорого у частников. Родители не должны работать с ребенком сами, это должен делать специалист. Все это прекрасно, но если сейчас невозможно - что дальше? Будем не платить частникам, потому что государство должно? Будем не работать с ребенком сами, не имея возможности оплатить специалиста или до него добраться? А потом обвинять всех и каждого в том, что наши желания не совпали с реальным положением вещей. К сожалению, это происходит слишком часто, чтобы об этом молчать. И дрова в огонь этого невыполнимого должны, что больше всего удручает, подбрасывают именно специалисты, боящиеся за свою корону и не знающие структуры. Говоря о том, как не надо и не должно - предлагайте альтернативу. Выбор - вот чем прекрасен современный мир. Выбор отдать ребенка в школу либо учить дома. Оплатить коррекционный интенсив, либо заниматься самим под кураторством. И коррекционная педагогика ничем абсолютно не отличается ни от каких других областей - не вкладывать не получится. Либо время, либо деньги. К счастью, мы можем выбирать и выбирать должны. А не ныть, что розовых пони не существует. 

А государство да, оно конечно должно. Как человек, всю жизнь пролетавший мимо всех возможных видов госпомощи многодетным, негодование прекрасно понимаю. То для молодой семьи мы с мужем были слишком стары, то для квартиры лишний метр, то для пособия лишняя тысяча. И иногда, что греха таить, сажусь и ною. А потом вытираю сопли, и делаю...

Все, закончила пятиминутку белого пальто. Моя предыдущая статья звучала как тост, давайте и в этой за что-нибудь в новом в том числе учебном году выпьем. За силы делать, а не обвинять. А обвинив - все равно делать))