Найти тему
Две Войны

Русский воевал в армии США, а после победы ему предложили: жить в США или вернуться в СССР- позже он пожалел о своём решении

Оглавление

Интересный факт есть в воспоминаниях ветерана войны Бориса Сергеевича Барышникова. После Победы он отправился не домой, а в лагеря: потому что был в плену, и не прошёл спецпроверку НКВД.

Наказание отбывал в одном из лагпунктов на строящейся в Заполярье «сталинке» – железной дороге от Салехарда до Игарки. Там Борис Сергеевич познакомился с необычным заключённым по имени Василий.

«Фамилии его я не помню, да, может, и не знал: нас ведь охранники по номерам называли, а между собой мы по именам знакомились», – объяснил Барышников. Василий, как и он, и многие другие на той зоне, был «зелёным» – т.е., бывшим фронтовиком, получившим после войны срок по «антисоветской» 58-й статье за сотрудничество с противником.

Только, в отличие от других «зелёных», этот человек «сотрудничал» не с немцами, а с американцами! Он воевал в составе танковой бригады США после их высадки во Франции.

Самое необычное и длинное бегство из немецкого плена

По словам Бориса Сергеевича, его товарищ по «великой стройке» был родом с Урала. В начале войны, сразу после призыва, он получил в учебке специальность механика-водителя. Сначала воевал на наших Т-34, потом танкистов, оставшихся без танков, пересадили на импортную бронетехнику — им достались лендлизовские М4 «Шерман» производства США.

Строительство Трансполярной железной дороги было прекращено вскоре после смерти Сталина, и она была заброшена. Фото в свободном доступе.
Строительство Трансполярной железной дороги было прекращено вскоре после смерти Сталина, и она была заброшена. Фото в свободном доступе.

Но на «американце» боевой путь Василия оказался недолгим. Буквально через несколько дней его танк был подбит и он, раненым, попал в плен. Несколько месяцев сидел и работал в концлагере где-то рядом с Балтийским морем. Трудясь в составе очередной «рабочей команды», в порту сумел спрятаться на грузовом корабле, следующем в Швецию. А оттуда беглец-«путешественник» попал в Соединённые Штаты, на другое полушарие Земли!

В Америке молодой и сообразительный русский солдат быстро научился плохо, но приемлемо объясняться на английском. Объяснив, что у него есть опыт управления танком «Шерман» (но умолчав, что это совсем небольшой опыт), и доказав это на практике, Василий получил возможность «работать по специальности» – на таком же танке. Только уже не с красной, а с белой звездой.

Его без проблем поставили на довольствие в американскую армию, которая задолго до знаменитой высадки в Нормандии готовилась к предстоящему большому наступлению в Европе. Недостатка ни в вождении, ни в стрельбах не было. Занимались много, и Василий серьёзно повысил свою квалификацию механика-водителя.

Предпочитал вспоминать о вине и француженках, а не о боях с фрицами

Возможно, это помогло ему и его товарищам выжить. Потому что, по словам «русского американца», потери армия США в Нормандии поначалу несла очень большие. Танк и экипаж Василия был высажен с баржи на побережье Северной Франции, когда англо-американцы уже захватили там плацдарм и, при небывало мощной поддержке авиации, постепенно с боями расширяли его.

Лендлизовский «Шерман» в РККА. Фото в свободном доступе.
Лендлизовский «Шерман» в РККА. Фото в свободном доступе.

По его словам, «Шерман» значительно уступал немецким танкам, особенно «Пантерам»: те били М4 издалека, не давая почти никаких шансов. «Тигров» же Василию увидеть не довелось. Также, серьёзные проблемы американским танкам принесли «фаустники». Василий видел вокруг много смертей, но ему и его экипажу повезло. Выжили.

Кстати, другие члены экипажа, американцы, не только не ворчали, но и даже гордились, что у них такой особенный боевой товарищ. Командир танка разрешил нарисовать на башне «Шермана», сбоку от «штатной» эмблемы американской армии, ещё и красную звезду – в качестве символа уникальной интернациональной команды союзников.

По словам Бориса Сергеевича, Василий неохотно рассказывал о боевых действиях. Сразу мрачнел и переводил разговор на другие темы. Гораздо охотнее он описывал, как в освобождённых от гитлеровцев маленьких городках их с почётом встречали местные жители, везде угощая домашним вином. А француженки сами шли на контакт с бравыми танкистами – с удовольствием вспоминал Василий.

В городе Мец изрядно потрёпанная танковая часть, в которой воевал и уцелел «краснозвёздный» «Шерман», была снята с фронта и отправлена на пополнение и переформирование. После этого их перебросили по железной дороге сразу вглубь Германии, и серьёзных боёв на долю Василия больше не пришлось.

М4 «Шерман» съезжает по аппарели баржи на побережье Нормандии. Фото в свободном доступе.
М4 «Шерман» съезжает по аппарели баржи на побережье Нормандии. Фото в свободном доступе.

Победу он встретил неподалёку от Эльбы. И на краткое время стал настоящей знаменитостью многочисленных совместных мероприятий. Проще говоря, попоек. Его «Шерман» с красной звездой стал весьма востребованной достопримечательностью местного масштаба. Американцы с гордостью показывали этот танк приезжавшим с дружественными визитами делегациям Красной Армии.

Василий вспоминал, как перед одной такой встречей он «зарядил» орудие своего танка бутылкой виски. Когда к танку подошли советские офицеры, он объявил, что сейчас будет произведён салют в честь боевого братства союзников, и предложил ловить сюрприз, который вылетит из пушки. После чего танкисты опустили ствол орудия вниз до упора, и из него в руки удивлённого советского офицера вылетела бутылка. Этот «салют» был встречен с большим энтузиазмом.

Опрометчивое решение молодого танкиста

Но всё это для Василия закончилась очень быстро и очень плохо. Соотечественником в форме американской армии заинтересовались особисты. Командир части, сообщая Василию, что русский офицеры просят отпустить его к своим, предоставил солдату право выбора: либо остаться, и после демобилизации поселиться в США, либо вернуться на Родину. Василий, по молодости и глупости не особенно представлявший себе последствия такого решения, выбрал второй вариант.

Спецпроверку он не прошёл. Дали 10 лет лагерей.

«В наш лагпункт под Надымом, где строили железную дорогу, Василий прибыл с очередным этапом, весной 1951-го, – вспоминал Барышников, – а до этого, по его рассказам, «пурхался» на лесоповале в Вологодской области, а потом катал тачки с углём под Воркутой».

⚡«Считается, что самым страшным для немцев были русские: но они боялись другого...»- как жили немецкие пленные в лагерях СССР

Встреча американских и советских военных в 1945-м. Фото в свободном доступе.
Встреча американских и советских военных в 1945-м. Фото в свободном доступе.

В Заполярье его жизнь оборвалась: зимой 1952-1953 гг. Василий стал жертвой «несчастного случая на производстве»: на платформе, перевозившей лес, лопнул крепёж, брёвна посыпались вниз, и задавили его вместе с напарником.

Похоронен солдат двух армий был на кладбище лагерного пункта, под безымянной табличкой с номером. Но следы того кладбища уже давным-давно стёрлись суровой северной природой.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как вы считаете, почему танкист решил вернутся в СССР?