Современные технологии подарили нам огромное разнообразие продуктов всех типов. Лет 100 назад, вряд ли удалось бы растолковать кому-нибудь, что такое «натуральные продукты», все продукты были натуральными и подразделялись лишь на свежие и не свежие.
Сейчас мы внимательно изучаем состав, а ну ка, из чего сделали этот сыр? А из чего эта шоколадка? А что добавили в эти помидоры?
Сейчас градаций натуральности появилось много. И даже состав тут не спасает, даже если продукт состоит только сам из себя, нужно поинтересоваться, как его вырастили, на синтетической грядке, обычной грядке с минеральными удобрениями, или прямо в лесу? А есть ведь продукты, которые от самих себя имеют лишь название. И мы же их покупаем! Зато на любой вкус и кошелёк.
А взять те же макароны, есть за 20 рублей, есть за 40, за 80, а есть и за 600. При этом состав у них один и тот же: мука, вода. И на каждую категорию есть покупатель. Но и разница у этих макарон тоже вполне себе ощущается. Как так выходит? Загадка!
Что касается бытовой химии, то ХХ век – и здесь свершил революцию. Нефтехимическая промышленность позволила завалить полки наших магазинов дешёвыми синтетическими моющими средствами, вытеснившими, привычное некогда мыло. Это один из тех продуктов, от которого осталось лишь название. Поскольку вместо мыла идёт смесь ПАВов и отдушек, а для придания этой смеси формы и цвета добавляются загустители, красители и пластификаторы. Функцию «отмыть грязь» - эта смесь выполняет. Так же как и любое не слишком твёрдое и не слишком ядовитое вещество может выполнять функцию «набить желудок».
Но в нашем понимании, мыло - это продукт намного более личный, чем еда. Мыло это прямой контакт с нашим телом и кожей, мыло - это запах, который воздействует на мозг, минуя барьеры критического мышления.
Раньше тоже были дешёвые сорта мыла и дорогие. Отличались они также, как дешёвые и дорогие макароны. Дешёвое мыло варилось из самого низкосортного жира, было грубым, хорошо отмывало, но могло запросто вызывать раздражение и даже оставлять химические ожоги. Судьба средневековой прачки, работавшей с таким мылом была тяжела. Дорогое мыло могли себе позволить не многие, оно отличалось подбором дорогих масел, сбалансированностью, наличием питающей составляющей – «пережира».
Величие нефтехимии оказалось столь велико, что ныне многие люди, вообще никогда не встречались с мылом! Самое интересное, что даже те, кто стремиться ко всему натуральному, кто распробовал или как-то проинтуичил, что синтетические заменители это «немножко не то» и даже средневековая прачка обрадовалась бы им не надолго, даже эти люди продолжают пользоваться синтетикой, просто выбирая бренды с экотематикой.
Нас порой просят посмотреть по составу те или иные моющие средства, оценить, насколько они натуральны. Сразу скажем, что оценка средства по его составу весьма условна. По составу можно сделать вывод лишь о технологии производства, и только в некоторой степени о натуральности.
Так, к примеру одна семья утверждала, что нашли очень хорошее по составу мыло, очень натуральное! Прислали фото этикетки: «Состав: мыльная основа, ароматическая композиция». Всего два ингредиента, никаких Е-шек! Тут нужна картинка «РУКА-ЛИЦО» Оба этих ингредиента – смесь из десятков синтетических компонентов, и производитель просто не стал заморачиваться их перечислением. Очевидно, что просто была приобретена какая-то мыльная основа (от 200 р./кг, а оптом бывает ещё дешевле), и смесь синтетических ароматизаторов (от 80 р./50мл.). На 100 гр. расплавленной мыльной основы – 2 мл. ароматизаторов – и вонять будет не приведи боже! Заворачивается эта смесь в экоэтикетку и продаётся всего по 120 р. за кусочек. А технология очень простая, без каких либо заморочек.
Бывает и с заморочками. Рассматривали известный эко-бренд, там всё очень красиво, продукция очень крафтового вида, минималистичная экоупаковка, в составе и отвары трав и экстракты и хорошие масла, и прочее, и среди этого так скромненько и даже теряется «смесь ПАВов» и «аромамасла». То есть, та же самая синтетическая основа, щедро приправленная эко-полезностями, за которые соответствующая надбавка к цене.
Натуральное мыло это другая категория продукта, другая технология. И оно тоже бывает очень разным, как бывают разными и натуральные ткани. Добавление синтетики, глицерина и прочего – делает технологию мыловарения более удобной и простой. Использование парфюмерных композиций (отдушек) – без особых затрат помогают привлечь внимание мощным неистребимым запахом. Но такие простые решения имеют обратную сторону. Вряд ли человек, думающий о здоровом питании, скажет: «Ну и что, что глутамат натрия, так же вкуснее! Ну и что, что пальмовое масло? Так даже сытнее, и дешевле!» То же самое с мылом и косметикой.
Да, пальмовое масло спасает мировое население от голода. Да, синтетические ПАВы позволяют удовлетворить потребности широких масс, чтобы не зарасти грязью.
Мы сами, когда искали натуральные средства, пришли к тому, что так сложно найти хорошее, настоящее, что чтобы в этом всём разобраться, надо начать делать самим. Так мы и начали варить мыло, прошли большой путь проб и ошибок. Натуральное мыло высокого качества это не массовое производство, не ширпотреб, не «чупа-чупсы» с красителями. Это как авторская вещь, очень лично, очень много внимания, индивидуально и уникально.
Поэтому у нас нет цели расширять и расширять производство, у нас нет цели выходить на большие магазины и крупные партии продаж. Мы хотим рассказать и показать что такое натуральное, настоящее мыло, мы хотим рассказать, чем оно ценно, и готовы делиться опытом в этой сфере, чтобы вы могли выбрать для себя настоящее, или же сделать его сами! Правда мало кто на это отваживается.
Любые ваши вопросы – будем рады ответить прямо в комментариях, а лучше пообщаться лично, или хотя бы в ватс-апп!
Этим летом мы планируем мастер-классы по мыловарению в Любимовке!