Мы живем в эпоху величайших перемен. Мир, каким мы его знаем, близок к своему краху.
Все эти годы нам без устали внушали, что мы живем в эпоху «конца истории». Наше будущее представляли нам как чистое и сытое царство среднего класса и торжествующей сферы услуг, призванной заменить «устаревшие» заводы. Мир демократии и глобализации, стоящих на страже прав и свобод личности. Воплощенная утопия, где стали невозможными войны, голод, массовые репрессии.
Конечно, нельзя сказать, что бедствия полностью ушли из жизни людей, но они стали уделом стран Третьего мира. Туда же перенесли промышленность, обеспечив для развитых стран возможность изображать «постиндустриальное будущее». Но это будущее подошло к концу.
Уже сейчас от идеи глобализации не осталось ни следа. Ей на смену пришел повсеместный национализм, временами принимающий фашистские очертания. Мир опять стал ареной борьбы империалистических держав, а в Европе вновь бушуют войны.
Массовый средний класс, на который так долго молились прикормленные капиталистической системой идеологи, медленно умирает как на Западе, так и в его филиалах, вроде Москвы или Петербурга. Ему на смену приходит старая, но уже успевшая забыться модель – нищее большинство при небольшой кучке сверхбогачей.
Нищета с одной стороны и роскошь с другой, национализм и войны – вот черты нашего ближайшего будущего. И это будущее возвращает нас в прошлое – в тот мир, что существовал до Великой Октябрьской революции. Поглотив СССР, капитализм вновь получил возможность развиваться по своим внутренним законам, не оглядываясь на пример более совершенного социалистического общества. Это значит, что маска гуманизма и «социального государства» неизбежно должна быть сброшена.
Итак, дальше будет только хуже. К счастью, есть выход, намеченный Марксом и Энгельсом - основателями исторического материализма.
Изучив капитализм и его законы, они обнаружили в этом эксплуататорском строе одно противоречие, одно слабое место, дающее рабочим всего мира шанс на освобождение.
У этого противоречия две стороны. С одной, капиталисты создали мировой рынок, связав планету в единое целое. Сейчас для производства одного мобильного телефона или автомобиля задействуются десятки предприятий, разбросанных по всему миру – от США до Китая, от Европы до Индии. Стоит хотя бы одному из них прекратить работу, как цепочка остановится. В том смысле производство при капитализме становится общественным.
С другой, паутина экономических связей постоянно разрушается рыночной конкуренцией – постоянной спутницей капиталистической частной собственности. Стремление владельцев средств производства к максимальной прибыли приводит ко всем разрушительным явлениям современности, от крахов на биржах до войн, торговых или вооруженных. Конечный же итог конкуренции капиталистов всегда один – напрасное уничтожение огромного количества материальных ценностей и страдания миллиардов людей.
Наличие этого противоречия говорит лишь об одном – общество, основанное на частной собственности, изжило себя и подлежит устранению.
Одновременно с этим капитализм породил и силу, способную его смести. Эта сила – пролетариат. Класс, не имеющий собственности, а потому вынужденный работать по найму. Все материальные блага в нашем обществе производятся пролетариатом. Именно этот класс оплачивает своим трудом издержки всех кризисов и войн и содержит на своих плечах прожорливую орду паразитов – от олигарха до маркетолога и «менеджера среднего звена».
При этом пролетариат достаточно грамотен и сосредоточен в городах, что позволяет организоваться.
Но почему же тогда капиталисты сохраняют власть?
Ответ один: расширение.
Капитализм, распространяясь на слаборазвитые страны, сбрасывал в эти страны свои противоречия, захватывая их рынки и используя их население как дешевую рабочую силу. Это позволило буржуазии оправиться от революций 20 века и сохранять свою власть вплоть до сегодняшнего дня, создавая иллюзию незыблемости системы. Но, увы, мир конечен.
Освоив Китай, капитал сосредоточил свои усилия на Индии и Юго-Восточной Азии. На очереди Африка.
Теперь мысленно переместимся на несколько десятков лет вперед. Капитализм охватил все без исключения человечество, расширяться через включение новых народов и территорий уже невозможно.
Какие остались варианты для расширения?
Вариант первый: Космос.
Освоение ресурсов Солнечной системы - один из самых очевидных вариантов спасения для правящего класса. Но, несмотря на красивые презентации Рогозина и Маска, надежды на космическую экспансию при капитализме бесплодны. Даже если капиталисты освоят Луну и Марс, они не получат ничего, кроме убытков. На других планетах нет населения, которое могло бы покупать товары и производить их. Соответственно, нет и прибыли. Но если проблема в нехватке людей, возможно, стоит просто увеличить рождаемость?
Вариант второй: рост населения.
Буржуазия многих стран сейчас предпринимает попытки поощрить рождение детей, вводя всевозможные материнские выплаты. Это понятное желание. Больше людей – больше рынок сбыта, а возросшая конкуренция за рабочие места собьет цены на труд, дав буржуазии дешевую рабочую силу. Впрочем, эти расчеты бесплодны.
Пролетариат развитых стран уже давно не воспроизводит себя. Неудивительно, ведь рождение детей при капитализме обрекает семью на еще большую бедность. С каждым рожденным ребенком пролетарская семья все глубже опускается на дно. И никаким материнским капиталом, никакими льготами буржуазия не сможет это компенсировать.
Население не только не будет расти. Когда капитализм охватит всю планету, оно неизбежно начнет сокращаться, лишая капитал как рынков, так и рабочей силы.
Если проблему с дефицитом рабочей силы решить не удастся, то, быть может, положение выправит замена рабочих роботами?
Вариант третий: роботизация.
Штатные мыслители буржуазии рисуют нам яркие картинки нового технологического уклада, где весь монотонный труд выполняется роботами и нейросетями. Главная проблема будущего видится им в том, чем же занять освободившиеся рабочие руки. На деле же главная проблема такого будущего в том, что оно невозможно, пока жив капитализм.
Представим, что капитализм смог заменить роботами значительную часть рабочих. Каким будет результат этого изменения? Увы, абсолютно катастрофическим.
Замещенные роботами рабочие окажутся без средств к существованию, а сохранившие работу из-за конкуренции станут получать гораздо меньше. Покупательная способность населения обвалится, спровоцировав разорение и банкротство предприятий. В особенности тех, что поставили на роботизацию.
Таким образом, ни один из известных капиталистам способов не может спасти буржуазную систему.
Пройдет не так много времени, и капитализм неизбежно начнет пожирать сам себя. Ведь в условиях, когда все легкие источники повышения прибыли уже исчерпаны, у каждого отдельно взятого буржуа остается два варианта.
Он может снизить зарплату своим рабочим. Другие сделают тоже самое. Но разве рабочий класс не является основным покупателем любых товаров? Лишившись покупателей, предприятие обречено на разорение, а его работники – на безработицу. А безработица порождает новое снижение покупательной способности…
Так капиталистическое общество входит в замкнутый круг саморазрушения, предсказанный Марксом еще в далеком 19 веке. Чудовищные процессы, два века сдерживаемые капиталом за счет колонизации периферии, вырываются наружу.
Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют.
Но даже безработица, голод и разруха – это не самые страшные последствия коллапса капитализма.
Когда экономика находится на грани разрушения, а улицы сотрясают забастовки и голодные бунты, у буржуазии остается только один выход – война. Учитывая глубину грядущего кризиса, эта война неизбежно будет Мировой.
С изобретением в 20 веке вооружений, способных стирать с лица Земли целые города буржуазии пришлось отказаться от больших войн. Но в условиях, когда речь идет о выживании правящего класса, даже угроза гибели цивилизации не остановит империалистических лидеров от принятия рокового решения. Даже если Третья Мировая обойдется без массированных ядерных ударов, это ничего не поменяет. Обычные ракеты и авиация с не меньшим успехом способны обращать целые регионы в выжженные пустоши. Но самые страшные жертвы принесут не бомбы и не ракеты.
Из-за своих взаимосвязей современное хозяйство критически зависит от своевременной отгрузки сырья, от подачи электроэнергии, от бесперебойной доставки продуктов в города. Любая, даже локальная война все эти цепочки разрушает. А мировая война разрушит их необратимо.
Оставшись без электричества, чистой воды и пищи, без доступа к медицине и отоплению, миллиарды людей погибнут. Обескровив человечество, разрушив производительные силы, необратимо искалечив природу и исчерпав природные ресурсы, капитализм падет, уступив место более примитивным формациям. Над человечеством навсегда опустится ночь…
Но есть и альтернатива.
Установив свою власть и обобществив средства производства, пролетариат решит противоречия капитализма, дав человеческой цивилизации новый импульс к развитию. Опыт СССР доказывает, что общество без частной собственности не только возможно, но и эффективно. В условиях блокады и нехватки ресурсов первая в мире социалистическая страна смогла не только сдерживать натиск всего капиталистического мира, но и с каждым годом ускорять свое развитие, повышая уровень благосостояния своих граждан и достигая новых высот в науке и технике.
Пример советских достижений дает надежду на то, что человечество сможет воспрянуть и выбраться из-под обломков капитализма. Но власть пролетариата не приходит сама собой. Для ее установления нужны сознательные усилия.
Чтобы обобществить средства производства, пролетариат должен быть способен взять их под контроль.
Для этого ему нужно стать единым целым. Чтоб достичь данной цели, пролетариату понадобятся самые разные структуры – профсоюзы и стачкомы, просветительские общества и СМИ, кооперативы и кассы взаимопомощи, и, конечно, вершина развития любого рабочего движения – пролетарская партия.
Сейчас в России есть лишь ростки будущего движения пролетариата. Наша задача – помочь им пробиться. Это будет долгий и сложный путь. Нужны долгие десятки лет, чтобы открыть глаза миллионам людей, соединить их в организации и научить их действовать сообща. Но выбора у нас нет. Если мы не начнем бороться за социализм уже сейчас, то к моменту краха капитализма у нас не будет за спиной никого. В этом случае судьба человечества будет предрешена.
Впереди долгая дорога, и в этой дороге нам понадобятся надежные товарищи, не боящиеся сложностей и напряженного труда, не тешащие себя иллюзиями по поводу того, что у них и у их детей есть перспективы при капитализме.
Вступай к нам, товарищ! Твои усилия не должны быть напрасными! Светлое будущее для следующих поколений будет твоей наградой!