Десять лет назад Астана опасалась посягательств на свою территорию со стороны США, блока НАТО и Китая. И собиралась их отражать с помощью общей с Россией системой ПВО. Сейчас в обновленной военной доктрине указывается, что Казахстан не рассматривает ни одно из государств в качестве противника. Об этом сообщает Ia-centr.ru.
В 2022 году политическое руководство Казахстана дважды испытала настоящий шок. Первый раз это произошло во время беспорядков в Алма-Ате. Не менее драматичным для властей республики выдался и февраль прошлого года. Когда Россия начала СВО на Украине. В обоих случаях Токаеву продемонстрировали, что в политике нужно уметь отличать врагов от друзей. Ошибёшься, и Казахстан может рассыпаться как "карточный домик".
События в бывшей столице Казахстана для страны были опасны тем, что поддерживал их, а может быть даже и инициировал кто-то в высшем руководстве республики. И спустя год общественности так и не сообщили, кто и с помощью каких внешних сил "раскачивал лодку". Непонятно также против кого были направлены эти действия: Токаева, Назарбаева, Казахстана, России? Так что у населения республики нет никаких гарантий, что всё это в какой-то момент не повторится вновь.
Специальная военная операция, организованная 24 февраля прошлого года Россией на Украине, для Казахстана также добавила страха, как минимум, по трём причинам. Во-первых, появились опасения из-за экономических проблем. От западных санкций Россия, в случае её ослабления, может захватить в пропасть и всех своих партнёров. Кроме того, Казахстану может прилететь от США и ЕС за то, что он помогает Москве выстоять против ограничений, устроенных Западом.
Второй опасностью для Астаны стало напряжение в межнациональных отношениях. Там сразу подняли головы маргиналы. И у местных чиновников возникли опасения, что среди русскоязычного населения могут появиться лидеры, которые при поддержки России будут пытаться изменить государственный строй в Казахстане. Это вызовет резкую реакцию пассионарной части казахского общества, а дальше конфликт уже будет невозможно остановить.
Третьей угрозой для казахского общества от СВО видится в частичной потери территории или суверенитета республики. Понятно, что Казахстан вышел из состава СССР с огромным плюсом. И если у республики не будет сил себя защищать, то искать повода отобрать у неё лишнее сильному государству особо не потребуется. Сгодится любой. И здесь добровольный союз может превратиться в кабальный. И неважно экономический союз он строит с соседями или военный.
Сейчас в СМИ и соцсетях обсуждаются новости о возможном формировании военного союза между Казахстаном и Узбекистаном. Но не сообщается, от кого может спасти этот тандем? Точно не от сверхдержав. Даже если объединятся все пять постсоветских республик Центральной Азии, а это 70 млн. человек, ситуация не изменится. Своего ВПК у этих стран практически нет. В армии оружие, выпущенное в основном во времена СССР. Оно по большей части уже устарело.
Во время прошлогодних беспорядков президент Токаев о вооружении казахстанской армии высказался следующим образом: "В войсках до сих пор большая доля оружия и боеприпасов советского периода, которым уже по 30–50 лет". После чего в Астане заявили о создании специального фонда, направленного на поддержку казахстанского ВПК. "Вооруженные силы должны быть оснащены современными, высокотехнологичными образцами вооружения и военной техники. При этом принимаемые меры должны иметь системный характер. Должно развиваться отечественное производство, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники", - заявил тогда президент Казахстана.
В мае 2022 года Министерство обороны республики заявило о том, что в Казахстане будет внедряться добровольная воинская служба в резерве. По замыслам военного ведомства, добровольная служба в резерве позволит подготовить специалистов для войск территориальной обороны, умеющих стрелять из современного оружия и управлять военной техникой. Все это нужно для того, чтобы территориальная оборона могла в критических ситуациях взять на себя защиту государственных объектов - то, чем занимались войска ОДКБ при проведении контртеррористической операции в январе 2022 года, высвободив силовые ведомства Казахстана для проведения основных мероприятий.
В октябре 2022 года президент Токаев внёс изменения в военную доктрину Казахстана, принятую ещё в 2017 году. В обновленной редакции военной доктрины Казахстана осталось положение о развитии единой региональной системы противовоздушной обороны Казахстана и России. Оно дополнилось только "контролем космического пространства". Но что интересно, из документа исчезли все враги. Казахстан теперь публично не называет ни одно из государств в качестве вероятного противника.
Однако если внимательно разбираться в военной доктрине Казахстана, то там, конечно же, можно найти потенциальные угрозы для республики. Отдельные пункты отсылают на страны, с которыми могут возникнуть пограничные конфликты. А также на государства, стремящиеся изменить существующий миропорядок. Логический ряд отсюда вытекает, правда, двоякий. Но мы сделаем правильные для себя выводы.
Да, республика граничит по сухопутной границе с пятью государствами: Россией, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном и Китаем, а также делит акваторию Каспийского моря с Азербайджаном и Ираном. Также не секрет, что основными нарушителями спокойствия сложившегося на настоящий момент миропорядка по-американски являются Россия и Китай, стремящиеся построить более справедливый многополярный мир. Они также и граничат с Казахстаном.
Вместе с тем Астана продолжает военное сотрудничество с соседями в рамках ОДКБ и ШОС. Республика не меняет своих планов относительно российско-казахстанских проектов в области ПВО и освоения космоса. Отсюда хочется верить, что милитаризация в Казахстане происходит для подготовки к отражению угроз, которые могут быть инспирированы внутри страны и даже в приграничье, но не соседями Казахстана, а теми, кто находится далеко от предполагаемых очагов конфликта.
Так что повышение обороноспособности Казахстана направлено не против сопредельных стран, а на защиту от тех потенциальных противников, которые привыкли воевать чужими руками. Не будем называть какие это страны. Но кому нужно, они всё поняли.