«Я не просто сам сковал цепь своей жизни. Я сам выплавил железо для этой цепи»
— Унибелос Умарил, вождь Кокосатии
О вожде Унибелосе Умариле осталось немало сведений. За это следует сказать спасибо грекам из Массилии, с которыми Унибелос вёл торговлю, а также… одному греку, которого Унибелос взял в плен и заставил написать свою биографию. Но обо всём по порядку.
Получив власть в возрасте двадцати лет — редкий случай для племён, почитающих пожилых старейшин! — Унибелос обеспечил Кокосатии полвека, полные событий.
В источниках он описан как не по годам физически развитый мужчина. Он потрясающе владел и мечом, и пращой, умело управлялся с колесницей, а также имел полководческий талант, подтверждение чему мы также скоро увидим. Унибелос слыл человеком, которому, что говорится, палец в рот не клади: время от времени он был на грани ссор со знатными родами и другими племенами лишь потому, что они не понимали его специфического юмора.
«Унибелос уже второй месяц гостил в греческом городе Массилия. С огромным трудом он убедил массилийских магистратов начать закупать качественные теллонские верёвки и соль.
Пришла пора заключительных переговоров. По такому поводу купеческие семьи организовали для Унибелоса и его жены пышный приём.
Пир был в разгаре. Разносились сочные яства: хорошо прожаренный тунец, мясо кабана, фазаньи яйца, красное вино и многое другое. Унибелос наслаждался трапезой; его жена Нерсеада с грустью смотрела на вино – массилийские законы запрещали женщинам прикасаться к нему.
В центр зала вышли молодые гречанки. Они принялись петь и играть мелодии на арфах и авлосах. Унибелос не мог отвести от них взгляд: его поразили подобные музыкальные инструменты.
- Осталось лишь сойтись на оплате, — заговорили греческие торговцы. —Сколько серебра вы хотите?
Унибелос усмехнулся. Зачем ему серебро, когда есть столь дивные, источающие сладостную музыку арфы?
— Я думаю, вы можете расплатиться налом, — вождь кивнул в сторону играющих на инструментах девушек.
Вождь хотел арфы и авлосы.
Массилийцы же подумали, что он хочет их девушек.
А среди девушек была дочь самого богатого массилийского купца.
На этом пир и закончился, а вот неописуемый скандал только начался. Видя, с какой яростью в глазах массилийцы грозят ему самыми страшными карами за такое предложение, Унибелос не спешил с объяснениями, пока вдоволь не насмеялся. Затем он объяснил, что имеет в виду лишь музыкальные инструменты.
Конфликт был улажен, соглашение заключено. Массилийцы всё же подарили Унибелосу несколько арф, на которых позже научилась играть его дочь. К неудовольствию городской элиты и жены Унибелоса, массилийские девушки ещё долго судачили о произошедшем и ждали, что вождь вернётся за ними»
— Демодам Амнитид, греческий историк-исследователь
Унибелос и его команда
С самого начала деятельный Унибелос собрал вокруг себя команду, с которой он пройдёт всю свою жизнь.
Практически сразу, подобно предыдущему вождю, Унибелос подружился с Лагунатом Орисом. Лагунат, не изменяя своей фанатичной любви к охоте, всё же взялся за ум и стал мудро править как своим вождеством Стомат, так и оказывать поддержку Унибелосу. Вскоре Унибелос настолько расположится к нему, что сделает его своим главным советником и во всех конфликтах будет занимать только его сторону.
В 22 года Унибелос женится на сестре Лагуната — Нерсеаде Орис. Первоначально этот брак больше носил политическое значение, к тому же тем самым Лагунат стремился подчеркнуть свою верность кокосатскому вождю. Но этот брак также принёс счастье – Унибелос и Нерсеада полюбили друг друга. Нерсеада, подобно известной нам Пеовее Умарил, до самой смерти будет поддерживать мужа во всех начинаниях, разве что не будет перетягивать одеяло власти на себя. Унибелос же, что известно из его биографии, за всю жизнь больше не возьмёт себе ни других жён, ни наложниц. Надеемся, что это правда.
Сначала у супругов родился мертворождённый ребёнок. Отношение к детям в те времена было… несколько более вольное, чем в наши времена. Однако Унибелос переживал смерть ребёнка как страшную трагедию. Он заперся в своём доме и на целый год отстранился от всех дел. Пока Лагунат управлял Кокосатией вместо Унибелоса, Нерсеада не отходила от мужа. С её заботой Унибелос пришёл в себя и вернулся к исполнению обязанностей. Вскоре у них родится дочь Ана, которая сыграет важную роль во второй половине правления Унибелоса.
Ещё одним другом Унибелоса станет Брикусса Авароз, вождь Арвернии. В данном случае, к сожалению, источники умалчивают, при каких обстоятельствах они познакомились и подружились. Их дружба окажет большое влияние как на судьбу Кокосатии, так и Арвернии.
На пути к величию
Первым своим решением в начале правления Унибелос запретил мстить вождю Тарузатии за убийство Андуиса Пуника. Род Пуников призывал к ответному походу на Тарузатию, чтобы отомстить за павшего вождя. Унибелос же здраво рассудил, что полноценная война между Кокосатией и Тарузатией истощит обе стороны и ни к чему не приведёт. К тому же, он недолюбливал Андуиса Пуника и считал, что тот совершенно справедливо получил по заслугам.
«Я считаю, что Андуис Пуник совершенно справедливо получил по заслугам»
— Унибелос Умарил, вождь Кокосатии
Род Пуников был в ярости, однако поддержка Лагуната Ориса сыграла свою роль: Пуники не решились выступать против Умарилов и Орисов одновременно.
В 300 году до н.э. Кокосатия и могущественное кельтское племя Арверния заключают союз. Именно тогда при неизвестных нам обстоятельствах подружились Унибелос и вождь арвернов Брикусса Авароз. Приблизительно в тех же годах Унибелос заключает союз с соседним аквитанским племенем Тарбеллия. Два столь мощных союза позволят Кокосатии чувствовать себя в безопасности: другие племена теперь дважды подумают, прежде чем совершать на неё набеги.
В 298 году до н.э. Унибелос с Нерсеадой отправляется в Массилию, чтобы заключить с греками торговый договор. Общий ход переговоров уже был описан выше. Те из вас, кто ещё помнит правление Лагуната Умарила, могут спросить: как массилийцы могли согласиться на торговлю, ведь они опасались пускать свои караваны через земли воинственных кельтов? А дело всё в том, что Унибелос пообещал организовать военное сопровождение для всех караванов. Да, торговля с Массилией была столь выгодна, что вождь был готов потратиться на это! На том и порешили: Кокосатия обменивала свои отменные верёвки из конопли и соль на массилийское зерно. Так как большая часть соли добывалась в племени Стомат, Лагунат Орис был очень доволен таким соглашением.
Кокосатия начинает стремительно богатеть на фоне соседей. Некоторые небольшие тарузатские племена даже начинают мигрировать в Кокосатию, чем снова чуть было не провоцируют новые столкновения. Унибелос, вернувшись в Теллон, продолжает искать способы пополнить племенную «казну».
Одним из дошедших до нас решений стало то, что он принял во время конфликта между представителями Умарилов и Пуников. Оба рода хотели принести в жертву богам золотые статуэтки. Только вот каждый род считал, что только он может совершить такое жертвоприношение. Друиды заняли нейтральную позицию. Когда о конфликте узнал Унибелос, он поступил просто: изъял обе статуэтки в свою казну и велел им принести в жертву цыплят.
«Пусть боги увидят, чего стоит ваше рвение»
— Унибелос Умарил, вождь Кокосатии
Оскорблены были и Умарилы, и Пуники, и друиды. Но что вы можете поделать, когда рядом с Унибелосом снова встаёт Лагунат Орис с луком в руках и вопросительно смотрит на вас? Какие-то проблемы?
Крайне выгодная торговля с Массилией вскрыла один недостаток: кроме соли да изделий из конопли Кокосатии больше нечего было предложить на продажу. Унибелос захотел решить проблему радикально и стал готовиться к войне.
В 290 году до н.э. Унибелос объявляет поход на северное кельтское племя Вивиския. Жители Кокосатии встречают эту весть с энтузиазмом: они не сомневаются в скорой победе своего вождя, притоке славы и новых богатств. На стороне Вивискии выступило аквитанское племя Вокатия, тогда как Унибелос призвал своих союзников — Тарбеллию и Арвернию.
Впрочем, описывать ход военных действий особо незачем. Как бы вам сказать… Одно дело, когда между собой воюют греческие полисы. Или полководцы Александра Македонского делят между собой его империю. Или Рим, покоряющий Этрурию. Здесь есть и манёвры, и кровопролитные сражения, и осады городов. Другое же дело – война между несколькими союзами племён.
Откровенно говоря, все стычки представляли собой «стенка на стенку» с минимумом тактики. Решающая роль Унибелоса была в том, что он грамотно выбирал местность для предстоящих сражений. Благодаря этому Кокосатия потеряла минимум воинов, по сравнению с врагами и своими союзниками.
В этой войне состоялось даже первое для Кокосатии морское сражение! Впрочем, оно было крайне незначительное: несколько кокосатских галер попытались заблокировать крепость вивисков с моря. В ответ на них направилось несколько вивисских галер. Бой закончился без потерь, но кокосатские галеры были вынуждены отказаться от морской блокады и вернуться домой.
Война, если её можно так назвать, закончилась в 288 году до н.э. Кокосатия полностью присоединяла земли Вивискии, а Вокатия была принуждена к выплате дани в виде излишков сельскохозяйственных продуктов: зерна и овощей. Таким образом, территория Кокосатии расширилась почти в два раза, а под её властью оказались не только аквитанские, но и кельтские племена.
Племенной фаворит
В честь победы Унибелоса по всей Кокосатии устраивали жертвоприношения. По такому поводу в качестве жертв были не только предметы и животные, но даже молодые юноши и девушки. После жертвоприношений Унибелос повелел провести племенные игрища в Теллоне и Стомате, где бравые воины сражались друг с другом до первой крови. Вождь сам намеревался принять в них участие, но внезапно простудился. Лагунату Орису удалось убедить друга не участвовать в играх.
К слову об Орисах. Чем могущественнее становились Унибелос и его Кокосатия, тем могущественнее становился Лагунат Орис. Унибелос делегировал ему всё больше полномочий, отправлял его в качестве посла в соседние племена, велел ему тренировать своих воинов. Ни у кого не было сомнений, что в случае смерти Унибелоса новым вождём будет выбран именно Лагунат.
Из-за Лагуната Унибелос периодически попадал в передряги, рушившие баланс сил в племени. В 281 году до н.э. Лагунат серьёзно поссорился с Унибелосом Пуником — новым главой рода Пуников. Лагунат потребовал от вождя Кокосатии разрешить поединок насмерть. Унибелос (который Умарил), к огорчению многих, разрешил поединок между Лагунатом и Унибелосом (который Пуник, ох уж эти тёзки). Победителем в поединке вышел Лагунат. Род Пуников снова ослаб, а Орисы получили ещё больше уважения. Но вот если бы Лагунат погиб, то вождь Кокосатии остался бы один на один с разъярёнными Пуниками и Орисами. Кто знает, что бы тогда с ним было?
«Мы живы лишь благодаря доброй воле моего брата. Если он, да помилуют нас боги, захочет нас свергнуть, то наша судьба будет незавидна»
— Нерсеада Орис, жена Унибелоса
В 270-ых годах Вокатия прекращает выплату дани Кокосатии, и Унибелос отправляет Лагуната покарать наглецов. Лагунат прекрасно справился со своей задачей: за неуплату дани часть земель Вокатии была присоединена к Кокосатии, а остальная часть разграблена. Все награбленные богатства отошли к роду Орисов.
Продолжение следует…