Найти в Дзене

Зависимость от стресса.

Человек привыкает ко всему. И к хорошему, и к плохому, для последнего нужно просто немного больше времени. Так человек привыкает и к стрессовому состоянию, нуждаясь (именно нуждаясь) в перманентном пребывании в оном, но я хотел бы описать немного другое (хоть и похожее) состояние, информации о котором в таком виде я не нашёл. Можно было бы перечислить много умных слов из исследований нейробиологов, психиатров и психологов об аддиктивном поведении человека, там дофамины, кортизолы, нейромедиаторы и всё такое, но чёт сложно это и ну его. Аддиктология – наука, изучающая зависимости, появилась в США в конце 80-х годов как самостоятельная наука в разделе наркологии, однако сейчас к ней пристыковались психиатрия и клиническая психология. Учёные не так уж давно отнесли зависимость к более широкому кругу расстройств, чем употребление алкоголя и психоактивных веществ. Небольшой дисклеймер – здесь описаны только мои личные рассуждения, наблюдения и результаты обсуждений с такими же обычными людь

Человек привыкает ко всему. И к хорошему, и к плохому, для последнего нужно просто немного больше времени. Так человек привыкает и к стрессовому состоянию, нуждаясь (именно нуждаясь) в перманентном пребывании в оном, но я хотел бы описать немного другое (хоть и похожее) состояние, информации о котором в таком виде я не нашёл.

Можно было бы перечислить много умных слов из исследований нейробиологов, психиатров и психологов об аддиктивном поведении человека, там дофамины, кортизолы, нейромедиаторы и всё такое, но чёт сложно это и ну его.

Аддиктология – наука, изучающая зависимости, появилась в США в конце 80-х годов как самостоятельная наука в разделе наркологии, однако сейчас к ней пристыковались психиатрия и клиническая психология. Учёные не так уж давно отнесли зависимость к более широкому кругу расстройств, чем употребление алкоголя и психоактивных веществ.

Небольшой дисклеймер – здесь описаны только мои личные рассуждения, наблюдения и результаты обсуждений с такими же обычными людьми, как и я, а не с психологами и прочими специалистами.

Зависимость от стресса описана уже многими и понимается немного по-разному. Чаще описывают зависимость именно от самих страданий, от негативного мышления, от пребывания в тревожных состояниях, и действительно, такая проблема очень часто встречается, а работа с психологом сильно недооценена, особенно в нашей стране, особенно среди мужского населения. И, как и в любой зависимости, при выходе из этого состояния, человек испытывает боль и пытается прекратить её, вернувшись в тревожность, страх, стресс, в абьюзивные отношения и ему это удаётся, ему сложно жить «нормальной» жизнью, так как организм привык получать определённую дозу определённых гормонов.

Но есть и другая форма подобной зависимости от стресса (а может и нет, подтверждений я не нашёл). Человек привыкает не к самим страданиям и стрессу как принято считать, а именно к выходу из этого состояния. У каждого из нас формируются определённые паттерны поведения на протяжении всей жизни, организм адаптируется, запоминает где ему было хорошо, что он получал в этот момент и хочет повторить, а если это происходит часто – организм привыкает.

Так вот, если человек привык постоянно решать какие-то проблемы, то в их отсутствие он начинает чувствовать дискомфорт, ведь что происходит и при самом стрессе, и при выходе из него? А происходят конкретные гормональные качели, чем сложнее проблемы, тем больше гормонов стресса вырабатывает организм, также при решении и выходе из этого состояния вырабатывается огромное количество гормонов вознаграждения – всё было очень плохо, а ты всё разрулил, ах какой молодец.

Казалось бы, жизнь – череда удач и неудач, всегда приходится решать какие-то задачи и проблемы, но зависимость, в любой её форме, всегда опасна. Зависимость от подобного стресса и выхода из него может сыграть злую шутку в тот момент, когда у тебя нет проблем уже долгое время, привычные вещества (гормоны) в организм давно не поступают, тут начинается уже обычный абстинентный синдром (отходняки). В этот момент человек, абсолютно неосознанно, в поисках выхода из этого состояния и получения нужной дозы может начать сам генерировать проблемы. Он начнёт погружать себя и/или своих близких в круговорот стрессовых ситуаций, накопит багаж сложных задач, а когда всё будет приближаться к критической точке (как в казино, когда уже почти всё поставлено на кон), тогда он начнёт эти проблемы решать, а когда наконец решит – получит долгожданное вознаграждение.

Вся эта история с генерацией проблем и их решением напоминает игру, к какой точке ты можешь подойти и из какой задницы вылезти. Но, как и в любой азартной игре, есть огромные риски заиграться и перейти грань. И если обычные развлекательные вещи – это ещё пол беды, то при игре в жизнь можно очень легко и незаметно (поначалу незаметно) пересечь точку невозврата, когда отыграться будет уже невозможно.