Найти в Дзене
Культурный рассвет

"Кеймада" - Марлон Брандо раскачивает лодку в Третьем мире

Теории заговоров зачастую предполагают, что любая дестабилизация, возникающая в любом обществе – это результат действия некой враждебной силы. В частности для подобной концепции революционеры никогда не появляются в недрах общества, остро нуждающегося в радикальных переменах. Они будто бы готовятся во вне, непременно коварными иностранцами. С такой версией развития революционного процесса необычным образом работает итальянский режиссер Джилло Понтекорво в фильме 1969-го года «Кеймада». Дело происходит в далёком XIX веке на вымышленном карибском острове Кеймада, принадлежащем португальской короне. Местная экономика построена на рабском труде чернокожих, гробящих жизнь и здоровье на сахарных плантациях. И в этом же районе есть коммерческие интересы у Великобритании, потому на острове появляется представитель британского правительства по имени Уильям Уокер (полагаю, это отсылка к персонажу, которого мы уже касались ранее, но сходство неполное) – его руками Туманный Альбион намеревается

Теории заговоров зачастую предполагают, что любая дестабилизация, возникающая в любом обществе – это результат действия некой враждебной силы. В частности для подобной концепции революционеры никогда не появляются в недрах общества, остро нуждающегося в радикальных переменах. Они будто бы готовятся во вне, непременно коварными иностранцами. С такой версией развития революционного процесса необычным образом работает итальянский режиссер Джилло Понтекорво в фильме 1969-го года «Кеймада».

Дело происходит в далёком XIX веке на вымышленном карибском острове Кеймада, принадлежащем португальской короне. Местная экономика построена на рабском труде чернокожих, гробящих жизнь и здоровье на сахарных плантациях.

И в этом же районе есть коммерческие интересы у Великобритании, потому на острове появляется представитель британского правительства по имени Уильям Уокер (полагаю, это отсылка к персонажу, которого мы уже касались ранее, но сходство неполное) – его руками Туманный Альбион намеревается установить контроль над сахарным тростником Кеймады.

Уокер планирует срежиссировать политический переворот и заменить португальскую колониальную администрацию на кого-то послушного британцам.

-2

Для этого он начинает работу среди местных чернокожих, где находит харизматичного и искреннего Хосе Долореса. Наивность Долореса, соединенная с его готовностью к борьбе, помогает Уокеру разжечь на Кеймаде восстание рабов. Но те, кого изначально воспринимают за марионеток, совсем необязательно остаются таковыми.

Марксист Джилло Понтекорво, прославившийся «Битвой за Алжир», рассказывает нам историю, с одной стороны, о том, как случается империалистический передел рынков и какую роль при этом играют либералы и буржуа, а с другой - показывает, что управляемые процессы могут стать неуправляемыми при вмешательстве восставших масс и их лидеров.

Впрочем, не стоит рассматривать «Кеймаду» исключительно как сложное политическое высказывание: постановщик также много места уделяет странной возникшей дружбе между агентом торгового капитала Уильямом Уокером (Марлон Брандо) и народным бунтарем Хосе Долоресом (Эваристо Маркес). Их человеческие отношения не менее любопытны, т.к. вскрывают противоречия между классовыми интересами и личной привязанностью.

-3

В общем, фильм не предлагает простых ответов, а даже наоборот, мотивирует проанализировать глобальные процессы поглубже. И в этом отношении, наверное, может смутить как сторонников идеи, что «все революции устраивают англосаксы», так и любителей борьбы за абстрактную свободу без оглядки на группы интересов.

Поддержите наши публикации своим лайком и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!