Найти тему
Sunny Blues

Концерт на стадионе, который изменил мир

Многие любители музыки очень любят стадионные концерты. В мире есть множество стадионов, на сценах которых выступали лучшие в музыкальном бизнесе - от культовых рок-групп, таких как LED ZEPPELIN, до поп-исполнителей, как Тейлор Свифт.

На некоторых из таких концертов количество присутствующих приближалось к отметке в 100 000 человек, частенько это были выступления музыкантов, которые начинали когда-то с пустых комнат в тридцать квадратных метров. И эта экзальтированная, пульсирующая масса, состоящая из людей, объединенных одной идеей, одной симпатией к конкретному исполнителю, становится очень точным показателем того, как далеко он продвинулся в своей успешности.

Shea Stadium
Shea Stadium

Шоу на стадионе демонстрируют как коммерческую силу музыкальной индустрии, так и жизнеспособность конкретных групп.

Вспомним, что многие годы всё происходило исключительно в барах, мюзик-холлах и концертных залах, пока не наступила эпоха стадионных шоу.
Однако многие люди достаточно пренебрежительно относятся к этому разряду мероприятий. Во-первых, из-за достаточно некачественного звука, которым частенько грешат такие шоу, и ещё из-за того, что либо вы даже не сможете разобрать, в какой костюм сегодня одет ваш любимый исполнитель, либо стоимость билета проделает основательную дыру в вашем кармане.

Тем не менее, стадионные шоу - штука достаточно потрясающая эмоционально, и кто хоть раз был на подобном мероприятии, может подтвердить, что заряд от него сохраняется надолго.

Так когда же появились выступления на стадионах? Элвис Пресли ещё 11 октября 1956 года выступил на Cotton Bowl во время ежегодной Ярмарки штата Техас, собрав около 26 000 зрителей. Но настоящая эпоха стадионных шоу началась с группы, получившей самое большое количество первых мест в хит-парадах. И это, конечно же, не кто иной, как знаменитая «ливерпульская четверка».

THE BEATLES
THE BEATLES

Еще в середине 1960-х концепции стадионных шоу просто не существовало, но потом произошло нечто удивительное.

В 1962 году четверо парней из Ливерпуля ворвались на сцену с песней Love Me Do, после чего мир навсегда стал другим. Они набрали силу, возглавили британское вторжение и положили начало безумию, известному под названием битломания.

И вот 15 августа 1965 года, когда битломания была на пике, Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр побили все предыдущие рекорды по посещаемости концертов. Они выступили перед 55 600 фанатами на стадионе Shea Stadium в Нью-Йорке.

Концерт был снят для потомков менеджером группы Брайаном Эпстайном и Sullivan Productions Эда Салливана, который сделал специальный телевизионный выпуск. Результатом съёмок стал 30-минутный монтаж, представляющий большую часть концерта.

«Мы чувствовали, что пошли правильным путем, предоставив возможность как новым, так и старым поклонникам THE BEATLES увидеть, какая это замечательная концертная группа, увидеть на большом экране, как всё было на самом деле», - рассказал Джефф Джонс, исполнительный директор The Beatles’ Apple Corps Ltd.

«И Shea, по их собственным словам, стал пиком их живых выступлений».

Концерт был организовован промоутером Сидом Бернстайном, который ранее уже привозил «Великолепную четверку» в Нью-Йорк. Это было в феврале 1964 года. «Он увидел статью о них в британской газете в начале 1963 года. Он пригласил их ещё за несколько месяцев до того, как Эд Салливан узнал о них».

Тогда BEATLES дали два 34-минутных концерта в Carnegie Hall в один день, 12 февраля 1964 года, в 19:45 и в 23:15. За кулисами их приветствовали многочисленные гости, в том числе Ширли Бэсси, и в этот день они получили золотой диск от Swan Records за продажу миллиона копий She Loves You.

Билеты на концерты в Carnegie Hall поступили в продажу 27 января и были полностью распроданы к следующему дню. 2900 зрителей присутствовали на каждом из двух шоу. Разогрев для обоих шоу обеспечивали THE BRIARWOODS.

BEATLES в Carnegie Hall
BEATLES в Carnegie Hall

После второго шоу Бернстайн вывел Брайана Эпстайна в коридор, чтобы предложить ему ещё один концерт на следующей неделе в Madison Square Garden. Он заверил Эпстайна, что билеты можно очень быстро распечатать и мгновенно распродать.

«Давайте оставим это на следующий раз», - ответил менеджер
BEATLES. Однако группа так никогда и не выступила в Madison Square Garden, и больше никогда не играла в Carnegie Hall.

А во время их летнего тура по США в том же 1964 году Бернстайну пришла в голову идея насчёт Shea Stadium, в тот момент это был новый современный спортивный стадион.

«Самое большое количество зрителей, которое Элвис когда-либо собирал на стадионе - это 26 000 человек в The Cotton Bowl», - говорит Швенсен, написавший книгу "The Beatles at Shea Stadium", который сам вживую видел BEATLES в 1964 году в Кливленде.

BEATLES более чем удвоили эту цифру на Shea.

BEATLES на Shea Stadium
BEATLES на Shea Stadium

Эпстайн и Боб Прехт (продюсер The Ed Sullivan Show и зять Салливана) понимали всю важность предстоящего события и решили подготовить специальное телешоу для рождественской передачи, продав его компании CBS.

Бернстайн согласился разрешить им снимать, просто позвонив Салливану по телефону.
«Они не подписали контракт и в результате ничего не заплатили», - рассказывает Швенсен.

Для съемок шоу Прехт привлек продюсера-ветерана М. Клея Адамса. Фильм снимал один из его операторов Эндрю Ласло, позже снимавший «Звездный путь 5».

Ласло снял концерт, используя двенадцать 35-мм камер, а также портативную 16-мм камеру.

«Энди и мой отец разработали план для стадиона, чтобы найти лучшие места для камер», - рассказывает сын М. Клея Адамса.

BEATLES на Shea Stadium
BEATLES на Shea Stadium


Всем двенадцати операторам были выданы заводные будильники, чтобы они не терялись во времени и вовремя меняли бы кассеты с пленкой, что, как надеялись, должно было помочь избежать каких-либо провалов, но дело пошло не совсем так, как планировалось.

«За исключением двух ручных камер на трибунах, у большинства из них закончилась пленка во время
She’s a Woman», - говорит Адамс, в результате этой песни нет в фильме.

Шоу было быстро отредактировано в сентябре, но ноябрьская версия была изменена, по настоянию Джорджа Харрисона из неё была изъята песня Карла Перкинса
Everybody’s Trying to Be My Baby. Это исполнение песни, которое позже попадет на Anthology 2, а также некоторые другие кадры были удалены после выхода шоу в эфир, и в качестве единственного источника для будущих выпусков остался только обрезанный вариант телешоу.

И как стало уже обыкновением для THE BEATLES, концерт сделался прецедентом для многих будущих событий в музыкальной индустрии. После шоу выяснилось, что они заработали 300 000 долларов, что по сегодняшним оценкам составит около 2 миллионов долларов. Но по иронии судьбы THE BEATLES, получившие такой куш от выступления на стадионе Shea, в звуковом плане были заглушены своими же сумасшедшими фанатами из-за ограниченности оборудования, и в августе следующего года они полностью отказались от гастролей.

Интересно, что это их решение положило начало целому периоду блестящих инноваций, которые вывели культурное значение Великолепной четверки на совершенно новый уровень.

И, собственно, направили всю музыкальную культуру планеты по иному пути.

Читать также: