Найти тему
7Дней.ru

«Блеф»: за что мы любим комедию о проходимцах с великим Адриано Челентано

По случаю 85-летия Адриано Челентано вспоминаем одну из самых ярких ролей юбиляра.

   «Блеф» (1976) Кадр из фильма
«Блеф» (1976) Кадр из фильма

6 января Адриано Челентано исполнилось 85 лет. В СССР темпераментный итальянец снискал популярность в восьмидесятых – прежде всего благодаря своенравному персонажу Элии Кодоньо в «Укрощении строптивого» (1980). Однако еще несколькими годами ранее в советском прокате появился «Блеф» (1976) – криминальная комедия Серджио Корбуччи, мастера спагетти-вестернов и кумира Квентина Тарантино, где Челентано предстал в образе харизматичного проходимца. По случаю недавнего юбилея легендарного актера мы решили поговорить о ленте, чей хрестоматийный финал – этакая антитеза обескураживающей концовке кубриковского «Убийства» (1956) – по праву входит в число самых известных и узнаваемых сцен итальянского кино.

Будучи кинематографическим произведением, «Блеф» отчетливо наследует богатой традиции плутовского романа, уходящей в далекое прошлое европейской литературы. История, в которой очаровательные мошенники, стремительно завоевав зрительское расположение, играючи объегоривают доверчивых обывателей и карикатурных злодеев (но никогда – беспомощных бедняков и прочих униженных и оскорбленных), демонстрирует недюжинную силу искусства. Если в реальности мы всячески сторонимся жуликов, дабы не быть одураченными и не попасть в беду, то, оказываясь перед экраном, легко встаем на сторону киношных прохиндеев, если те изображены с достаточной долей шарма.

   «Блеф» (1976) Кадр из фильма
«Блеф» (1976) Кадр из фильма

Отчасти этот парадокс можно объяснить тем, что публика, подспудно разделяющая знаменитый гедонистический тезис из «Кавказской пленницы…» (1967) («Жить хорошо. А хорошо жить еще лучше»), в повседневной жизни позавидует счастливчику, сорвавшему крупный куш («Почему он, а не я?»), но при просмотре игрового фильма, с выдуманными героями которого делить нечего, на место зависти и досады приходит сопереживание, а зрители – сами того не замечая – превращаются в неравнодушных болельщиков, искренне симпатизирующих далеко не самым достойным представителям рода человеческого («Давай, дружище, обведи этих недотеп вокруг пальца!»). Потому-то нас вряд ли смущает наглость Феликса, за деньги танцующего с немолодыми дамами и при каждом удобном случае бесцеремонно вторгающегося в гламурный мир «ревущих двадцатых». Понятно, что в преступном мире этот прохвост достоин лучшей участи сообразно своему таланту, и, когда Бэнг – уважаемая среди жуликов величина – предлагает исполнить взаимовыгодное мошенническое танго на двоих, Феликс, не игравший (или, если угодно, не танцевавший) доселе по-крупному, не в силах отказаться от столь соблазнительной сделки.

   «Блеф» (1976) Кадр из фильма
«Блеф» (1976) Кадр из фильма

Высокая мера условности, заданная Корбуччи уже в дебюте (Бэнг примерно на третьей минуте фильма ничтоже сумняшеся окунает вертухая лицом в тюремную баланду, и в ответ его не избивают до смерти, а отводят прямиком туда, куда нужно зачинщику конфликта), позволяет зрителю не гнаться за реализмом, а расслабиться и получать удовольствие, наблюдая за происходящим на экране увлеченно, но без напряжения. Объединившись, герои Адриано Челентано и Энтони Куинна создают выдающийся дуэт, выводя смысл названия картины за пределы карточной терминологии. Сделав авантюризм образом жизни, а блеф – основным инструментом работы, в которой главное не быть, а казаться, они задумывают грандиозную мистификацию, но прежде активно репетируют, оттачивают профессиональные навыки: уверенно внушая окружающим нечто, чего нет на самом деле, сообщники действуют как виртуозные фокусники, заставляющие публику поверить в иллюзию, мираж, фикцию. Имея на руках жалкие карты едва ли не в каждый момент экранного времени, Феликс и Филипп (сходство имен, конечно, тоже не случайно) умудряются мастерски держать хорошую мину при плохой игре и регулярно побеждать при заведомо проигрышном раскладе. Их мошенническая магия вне закона, но в том, что она представляет собой подлинное искусство, сомневаться не приходится.

В этом отношении «Блеф» не только легкая, но и чрезвычайно жизнеутверждающая история, главные герои которой, подобно Гарри Гудини или барону Мюнхгаузену, способны выпутаться из любой передряги и буквально вытащить себя за волосы из болота. За таких прохиндеев не бывает по-настоящему страшно, а то напряжение, что витает вокруг персонажей Челентано и Куинна, связано вовсе не с кознями недоброжелателей, а с сомнительной природой шаткого союза: в тандеме высококлассных жуликов, не слишком давно и не особенно хорошо знающих друг друга, один не может в полной мере доверять другому. На этом, собственно, погорел Ихарев в гоголевских «Игроках». Иначе говоря, изюминку закрученному плутовскому сюжету придает то обстоятельство, что главные герои вроде бы заодно, но в то же время каждый сам за себя. Закономерно, что в кульминации «Блефа», где плотность головокружительных обманок в какой-то момент начинает превышать все мыслимые пределы, не покидает ощущение, что кто-то из дуэта аферистов точно надует напарника, и, если это произойдет, такой поворот не удивит, ведь речь о двух прожженных пройдохах, на которых пробы негде ставить.

   «Блеф» (1976) Кадр из фильма
«Блеф» (1976) Кадр из фильма

Интересно, что, стремясь «усмешнить» действие, Корбуччи не стесняется использовать самые экстравагантные средства, будь то черный юмор (приняв Феликса за Бэнга, головорезы Белль-Дюк без промедлений погружают его в элегантный катафалк), абсурд (вспомните сцену, в которой Феликс меняется местами с тюремным капелланом), провокация (герой Челентано однажды использует французский флаг как нагрудную салфетку, слюнявчик!) и даже нарушение законов физики (объяснение фокуса со взрывом катера и молниеносная погрузка беглецов в набирающий ход самолет придают истории поистине фантасмагорический вид). Любовные линии здесь тоже присутствуют (в биографии Бэнга угадывается болезненный романтический бэкграунд с властной дьяволицей Белль-Дюк, а Феликс ожидаемо влюбляется в ангелоподобную Шарлотту), но работают как сугубо побочная, второстепенная приправа к основному блюду. В сухом остатке «Блеф» – лишенное морализаторства кино про азарт, затмевающий инстинкт самосохранения, про жажду (хорошей) жизни, которая чем рискованнее, тем слаще, и про мастерство в своем деле. Деле, за которое тебя не погладят по головке на церковной исповеди. Если, конечно, роль кюре не исполнит еще один переодетый шарлатан.