Белая эмиграция часто упрекала Антанту в недостаточной поддержке, видя в этом причину собственного поражения. В реальности ситуация была весьма неоднозначной. С одной стороны, у противников большевиков отсутствовала собственная промышленность, так что они попадали в зависимость от воли иностранных держав (не только Великобритании или Франции, важным игроком на востоке была Япония, часть белых армий формировалась при поддержке германцев).
И в целом те же деникинские войска в 1919 году обеспечивались англичанами. Это касалось не только патронов или снарядов, танков или аэропланов, технических специалистов и советников.
«Важное место в военном снабжении белых армий занимало английское обмундирование. Все подразделения Северо-Западной (за исключением 5-й дивизии) и Северной армий были одеты по нормам британских вооруженных сил. На Юге России новые воинские формирования получали, как правило, полное английское обмундирование.
Одетые в британскую военную форму русские солдаты и офицеры стали своеобразным символом белых армий (достаточно вспомнить знаменитую частушку сибирских партизан «мундир английский, погон российский, табак японский, правитель омский»).
Помимо военного снаряжения немаловажное значение имели также поставки из Англии и гражданского оборудования. Был открыт кредит в 500 тысяч фунтов стерлингов на «удовлетворение нужд железных дорог Юга России»...» (с) В. Ж. Цветков. Сотрудничество военных ведомств Великобритании с Белым движением в России в 1918 — 1920 годах.
То есть, без такой поддержки со стороны, прежде всего, Великобритании, белые войска вряд ли бы в 1919 году достигли бы таких успехов. Достаточно упомянуть, что «красный Верден», Царицын, был взят «врангелевцами» именно благодаря танкам. Я не зря выделяю именно англичан — именно они больше всех «вложились» в белое движение.
Но вот тут как раз начинается «с другой стороны». А с другой стороны в самой Великобритании существовали разные точки зрения на «русскую проблему». Главным «любителем белогвардейщины» тогда был Уинстон Черчилль, но его оппоненты предлагали иные решения: помогать государствам-лимитрофам (полякам, прибалтам, грузинам и т.д.) либо вообще налаживать отношения с Советской Россией.
Кстати, именно помощь «кордону» очень быстро выбрали французы: они помогали, в основном, полякам. Англичане же в белых разочаровались ближе к 1920 году, когда танки и снаряды начали попадать к красным. Благожелательнее всех к белым диктатурам относились «военные на местах», которые знали русских антибольшевисстких лидеров ещё по Первой мировой.
Многочисленные британские поставки должны же были чем-то оплачиваться, верно? Или не должны? Есть масса версий на эту тему, причем многие из них верны. Если коротко: часть поставок отправили белогвардейцам в кредит. Другая часть приходилась на товары, уже оплаченные царским или Временным правительствами. Третью часть поставок белые оплачивали золотовалютными резервами или ресурсами.
«А общая стоимость отправленной в Россию британской военной помощи оценивалась не менее чем в 50 млн фунтов стерлингов...» (с) В. Ж. Цветков. Упомянутый источник.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж называл ещё более внушительную цифру в 100 миллионов, когда говорил о том, что «белые не оправдали надежд» (там вообще прозвучали классные слова о том, что «Россия не хочет, чтобы её освобождали, давайте займемся собственными делами»). Действительно, интерес у англичан к белым пропал после их поражений на всех фронтах во второй половине 1919 года.
Между тем, необходимо отметить, что это был неравноправный союз: юридически белые власти так и не были признаны Антантой. Да, поддержка оказывалась, но в обмен на признание царских и «временных» долгов. При этом, британские власти брали под свой контроль «нужные» регионы (в частности, Закавказье), препятствуя белым расширять свое влияние на определенные территории. И заявляя, что оружие они белым дают «для борьбы с большевиками», а не с правительствами национальных республик.
Одна из любопытных особенностей этих поставок — транспортная. С одной стороны, нужно всякое «добро» ещё до России довезти (а это тоже расходы + время). С другой стороны, в самой России — большие проблемы с транспортом, добросовестными чиновниками и контролем белых над собственным тылом. А значит, даже довезенное иностранцами снаряжение не всегда доходило до белого фронта. И да, оно не всегда было в идеальном состоянии.
Безусловно, без этой поддержки белое движение не смогло бы перейти к наступательным действиям в 1919 году. А значит, Гражданская война в России закончилась бы быстрее. Но важно помнить, что основная масса поставок пришлась именно на 1919 год, после окончания Первой мировой войны.
Кроме того, некоторые «призы» от англичан были уникальными для России и давали белым некоторое техническое преимущество (в частности, 74 танка для ВСЮР).
В целом, британцы исходили из реальных потребностей довольно небольших в численности белых армий, не желая усиливать потенциальных сторонников большевиков (в итоге генерала Нокса и так прозвали «главным снабженцем Красной Армии»: слишком много снаряжения досталось красным). Миф о недостаточной поддержке белых иностранцами, на мой взгляд, не очень состоятелен. Без англичан белые проиграли бы ещё в 1919 году.
Другой миф тоже несостоятелен: о «координированных походах капиталистического мира». В реальности «капиталисты» разных стран вели себя не очень рационально, «толкались локтями» и не сумели обеспечить единство антибольшевисткого лагеря. Об этом позднее писал и Уинстон Черчилль...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.