За этот пост можно поблагодарить людей, которые думают, что это одно и то же, хотя в России всё не так просто.
Да, юристы и адвокаты близкие родственники, однако не во всем.
В этой публикации под «юристами» я понимаю не всех юристов (профессоры ВУЗ-ов, сотрудники полиции, следователи, судьи), а именно тех, кто представляет интересы страждущих в различных присутственных местах (как правило, это суды). Эти юристы действуют на основании доверенности. Собственно, их правовой статус более ничем не регулируется и деятельность этих людей никак и никем не контролируется, но об этом чуть позже.
Адвокаты, в свою очередь, «роют» юридический чернозем (а кому-то попадается что-то похуже чернозема), опираясь на положения специального закона (Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ) и Кодекс профессиональной этики адвоката, если кратко. В этих документах прописано как адвокат должен работать, его права и обязанности, взаимоотношения с доверителем и многое другое.
Адвокаты обязаны хранить адвокатскую тайну и не только...
Вы скажите: «ну, помилуйте, сударь, это же очевидно». Да, для адвоката это очевидно – обязан молчать, как рыба обо всем, что сообщил ему доверитель. Эта обязанность установлена законом и за разглашение сведений можно легко лишиться статуса адвоката.
Скажу вам больше: адвокат не может быть допрошен на следствии или в суде относительно сведений, которые ему стали известны в результате оказания юридической помощи клиенту. Так что можете смело жаловаться на жизнь (жену, соседей, государство и всё что угодно другое).
Также адвокат не может действовать в ситуации конфликта интересов, то есть, например, одновременно представлять две противоборствующие стороны.
Ну, а обычный юрист, как вы можете догадаться, не связан никакими подобными обязательствами, кроме того, нет никаких правил игры по поводу сохранения им какой-либо тайны. Другими словами, если он что-то расскажет, то, скорее всего, ничего за это не будет, если эти сведения не отнесены к врачебной, налоговой, государственной или какой-то тайне. Но правоохранительные органы могут легко и не принуждено допросить юриста о том, что вы ему поведали – на этот случай не существует запретов.
Адвокат может вступить в любое дело, предъявив только ордер, в который он вписывает Ваши данные, что упрощает жизнь в некоторых ситуациях, особенно в условиях несвободы. Юрист действует только на основании доверенности, которая в большинстве случае заверяется у нотариуса.
Адвокаты – это «отборные» юристы
Нет, адвокатов не выращивают в пробирках, не проводят игр на выживание, чтобы усилить естественный отбор. Однако любой юрист, который захочет примкнуть к адвокатскому ордену в нашей стране должен соответствовать ряду требований:
– не должно быть судимостей за умышленные преступления (например, мошенничество, дача взятки должностному лицу и прочий спектр умышленных уголовно-правовых грехов);
– должен быть вменяемым и не ограничен в дееспособности (проще говоря, не должен быть завсегдатаем психо- и наркодиспансеров);
– надо иметь высшее юридическое образование, полученное в учебном заведении с государственной аккредитацией;
– отработать два года после получения диплома юристом.
– не должен быть лишен статуса адвоката «здесь и сейчас» (после лишения статуса адвоката через определенное количество лет его можно снова попробовать получить).
Отечественный закон не требует ничего подобного от юристов – в суде Вас может представлять кто угодно: хоть ваша соседка баба Зина, хоть работник шиномонтажа. Тут кто-то возразит: «однако же, милейший, паскудно возводить хулу на судебных представителей, ведь с октября 2019 года только юрист может заявляться в суд». Да, это так, но не совсем. С 1 октября 2019 года теперь только юристы могут представлять интересы честного народа в судах, однако эти изменения не коснулись судов первой инстанции (сейчас не берем ряд исключений), то есть вашей соседке бабе Зине не стоит огорчаться – она, как раньше, может представлять чьи-то интересы по доверенности у мирового судьи или в районном суде, а это подавляющее число дел, которое каждый день рассматривается нашими судами. Чуть позже, если наберусь смелости, то напишу про значение суда первой инстанции в жизни каждого человека (спойлер: оно огромное и многие, кто судится, не придают этому катастрофически очевидному обстоятельству должного значения, надеясь на некое чудотворное влияние суда апелляции. А потом происходят трагедии).
Юристы тоже не промах...
Поскольку адвокаты оказывают юридическую помощь, а не юридические услуги, на них не распространяется Закон о защите прав потребителей (почему так, до конца мне не ясно). Вы спросите: «И что с того?».
Привожу пример. Вы заключили соглашение с адвокатом, а он ничего полезного не сделал (от слова совсем). Да, понимаю Ваш шок, но бывает и такое. И вот решаете Вы с него взыскать все или часть уплаченных денег, а он зарегистрирован по месту жительства в городе Уват, а события разворачиваются в Тюмени. Вы должны в таком случае предъявить иск по месту жительства адвоката, то есть в Уватский районный суд, который находится от Вас примерно в 400 километрах. Могу заверить, что это ещё то удовольствие судится на расстоянии, а потом работать с приставами также по месту жительства должника, то есть тоже в Увате.
В свою очередь, на юристов без статуса адвоката распространяется Закон о защите прав потребителей, а это означает для Вас следующее:
– иск может быть предъявлен по месту Вашего жительства (если исходить из примера, то в один из судов Тюмени), что очень облегчает жизнь;
– если юрист не вернет деньги до суда, то затем с него взыщут в вашу пользу штраф – 50% от взыскиваемой суммы (мелочь, а приятно);
– истец по такой категории дел в подавляющем большинстве случаев освобождается от уплаты государственной пошлины (думаю, что счастье Вас уже переполнило до краев).
Так что Закон о защите прав потребителей дает заказчику некоторую фору при работе с обычным юристом, если он потом ещё и с ним будет судиться, что, конечно, так себе.
Однако на адвоката можно подать жалобу в ту адвокатскую палату, в которой он состоит и на ближайшем заседании Совета адвокатской палаты он предстанет перед своими коллегами, которые могут принять решение о лишении его статуса, что не очень-то радует, особенно если адвокат работает по ряду уголовных дел, которые могут принести ему доход.
Если бы я умел делать выводы, то сказал, что не нужно воспринимать информацию в этом посте, как абсолютную и нерушимую данность. На самом деле, за каждым специалистом тянется определенная деловая репутация – она и решает, кто есть кто.
После прочтения этого поста вы можете спросить меня: «значит, надо однозначно идти к адвокату?». Сдерживая прилив алчных чувств, отвечу: нет, для страждущих отсутствует принципиальная разница, есть у юриста статус адвоката или нет (только если Вы не намерены обращаться в Конституционный Суд РФ либо вам нужен защитник по уголовному делу). В любом городе есть известные (в хорошем смысле слова) фирмы, в которых могут работать только юристы (в смысле не адвокаты), или персоны, которые дорожат своей деловой репутацией или именем. Такой человек (фирма) Вам и нужен, неважно адвокат он или нет. Колоссальной разницы в стоимости услуг между «просто юристами» и адвокатами нет – разброс цен приличный вне зависимости от статуса (как-нибудь напишу, как бы я выбирал юриста).
Безусловно, работа с адвокатом дает доверителю ряд гарантий: его нельзя допрашивать, он обязан хранить адвокатскую тайну, не может работать в конфликте интересов и в случае чего может потерять статус – если для Вас это важно, то милости просим...
Разумеется, каждый лайк после прочтения попадает мне прямо в сердце.