Авторы статьи: Валерия Анатольевна Киреева, Ольга Андреевна Долганина, Ирина Олеговна Логинова
Данная работа посвящена изучению клинико-психологических особенностей коррекции фобической симптоматики. Актуальность и новизна данного исследования обусловлены изучением генерализационного компонента, как распространения тревожной симптоматики на всю жизнь человека и влияния изолированной работы с фобическими симптомами на общий уровень тревоги у пациента.
По концепции Спилберга, тревога разделяется на два элемента, один из них тревога реальная, при которой грозит опасность, и тревога, как свойство личности, выражающееся в повышенном беспокойстве. В данной работе будет рассматриваться фобия во взаимосвязи с тревожностью, в отсутствии реальной опасности.
Тревога, как механизм, защищающий нас тысячелетиями от опасности, которая грозила древнему человеку, надежно укрепилась в нашей психике. Защитная реакция, в виде страха и фобий, образовалась под влиянием опасной среды, в которой человеку приходилось существовать. У современного человека нет такого количества опасности в ежедневной жизни, необходимости постоянно быть начеку, охраняя свою жизнь и жизнь своей семьи, но тревога осталась, а вместе с ней происходят преобразования в тревожные расстройства.
Одним из таких видов тревожного расстройства является изолированная фобия, которая определяется как боязнь определенной ситуации или стимула. «Порядка 12% людей имеют изолированные фобии». Гидрофобия – одна из разновидностей изолированных фобий, определяемая как боязнь воды, купания в открытых водоемах или бассейнах.
Генерализация как вид когнитивного искажения был сформулирован Аароном Беком, определяемый как обобщение на основании единичного случая, в контексте данной работы рассматривается как элемент взаимосвязи изолированной фобии и уровня тревоги, работа с первой позволяет воздействовать на уровень тревоги опосредованно.
Исследования Дыханян Л.Б., Каменской Е.Н. рассказывают об индивидуальном уровне тревожности: при высоких ее показателях – низкие показатели удовлетворенности качеством своей жизни, средние же показатели тревожности связаны с высоким уровнем удовлетворенности, так же подчеркивается значительные изменения по эмоциональным компонентам удовлетворенности.
Целью данной работы стало исследование взаимосвязи между уровнем тревоги, наличием фобических симптомов и уровнем жизненной удовлетворенности.
Для данного исследования была выбрана когнитивно-поведенческая терапия в качестве метода для коррекции фобической симптоматики.
Когнитивно-поведенческая терапия показала отличные результаты в лечении фобий и тревоги по данным ВОЗ, а также Министерством Здравоохранения США. Результаты данных исследований показывают стойкость сохранения результатов в течение 6 месяцев после завершения терапии.
В зарубежных исследованиях Hofmann SG показывает влияние когнитивно-поведенческой терапии на качество жизни: эффективность терапии затрагивает психологические и физические сферы жизни.
Одним из обзоров в коррекции фобий методами когнитивно-поведенческой терапии является публикация Ruhmland, M. & Margraf, J., в которой отмечается эффективность методов экспозиции, которые и будут использованы в исследовании.
Была исследована группа людей: 20 человек с гидрофобией по шкале тревоги Бека, шкале депрессии Бека и индексу жизненной удовлетворенности Паниной. В исследуемой группе проводилось тестирование до и после работы с изолированной фобией. Анализ группы до начала работы показал повышенные показатели по шкале тревоги и низкие значения по шкале депрессии. Индекс жизненной удовлетворенности зафиксировал средние и низкие показатели.
Для коррекции фобической симптоматики был выбран формат групповых занятий, в группе из 10 человек. Групповые занятия были распланированы на 4 теоретических занятия и 2 практических занятия, в основу которых лег метод экспозиции, основанный на воздействии на структуру страха, сначала активируя ее, а затем, предоставляя новую информацию, которая не подтверждает патологические, нереалистичные ассоциации, лежащие в основе фобии.
Занятия начались со знакомства с основными принципами когнитивно-поведенческой терапии, а именно с моделью АВС А.Бека, изучением связи между мыслями и реакцией человека. Испытуемые получили домашнее задание по ведению дневника СМЭР, по отслеживанию мыслей, которые предшествуют реакции страха и паники в воде.
Второе занятие проверка домашнего задания и обсуждения дневника, проведение когнитивного диспута, разделение на рациональные и иррациональные мысли и работа с опровержением иррациональных автоматических мыслей.
Третье групповое занятие было направлено на создание новых рациональных мыслей, которые уменьшают уровень тревоги.
Четвертое занятие – подготовка к экспозиции и изготовление копинг-карточек, которые помогают справиться с дезадаптивными мыслями. Занятия проходили с периодичностью в 1 неделю, продолжительностью до 2 часов.
Проведение экспозиции было назначено в бассейне с наличием мелкой части, 1.4 метров, где каждый испытуемый может стоять ногами на дне бассейна. Экспозиция была разделена на две части, на первом занятии была поставлена цель спуститься в воду и провести в бассейне около 10 минут. Цели каждого экспозиционного занятия были согласованы на семинарских занятиях. На втором занятии задачей было опустить голову и лицо в воду. Во время экспозиционного занятия потребовались копинг-карточки, которые группа изготовила заранее, при сильной тревоге и беспокойстве выходили из воды, читали карточки. Затем приступали снова к упражнению. На последнем занятии использовались техники мышечной релаксации по Джекобсону.
По истечении запланированных групповых занятий было проведено повторное тестирование по шкале тревоги и депрессии Бека, индексу жизненной удовлетворенности, так же от испытуемых была получена обратная связь по субъективным изменениям, которые произошли после занятий в группе.
По шкале депрессии наблюдаются незначительные изменения. Шкала тревоги показала уменьшение у каждого испытуемого уровня тревоги. Субъективная оценка состояния после коррекции фобии показала изменения в качестве жизни испытуемых, а именно отмечалось общее снижение напряжения, улучшение настроения и психо-эмоционального состояния. Группа отмечала уменьшение тревоги в других областях жизни, не связанных с гидрофобией, а именно в личных и рабочих отношениях, а также в восприятии жизненных ситуаций. Индекс жизненной удовлетворенности показал средние показатели и выше (от 25 баллов).
Контрольная группа из 10 человек была протестирована с разницей в 2 месяца по всем шкалам. Показатели контрольной группы были либо без значительных изменений, либо единичные изменения по шкалам тревоги и депрессии, не позволяющие выделить взаимосвязи.
В ходе полученных результатов исследования можно сделать вывод о взаимосвязи: наличие проявлений изолированной фобии предполагает наличие у человека тревожной симптоматики, а также уменьшение фобических проявлений способствует снижению общего уровня тревоги. Генерализация как распространение тревоги на всю жизнь человека при наличии фобических симптомов позволяет корректировать не только проявление изолированной фобии, но и общего уровня жизни человека, снижая тревожность в областях, не связанных с фобией. Можно предположить наличие корреляции между показателями жизненной удовлетворенности и наличии фобических проявлений.
Коррекция проявлений изолированной фобии и работа на снижение проявления ее симптоматики позволяет повысить общий уровень жизни человека за счет снижения тревожности. А генерализация – как один из видов когнитивных искажений является и свойством человека с тревожными проявлениями, корректируя изолированные симптомы, может оказываться влияние на области, с которыми не было прямого контакта в работе терапевта.