Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Идеология, мобилизация, плановая экономика: какие перемены могут сохранить Россию

Россия вступила в новый 2023 год. Это судьбоносный для России год и хотелось бы, чтобы он в политико-экономическом аспекте был лучше предыдущего, но для этого нужно посмотреть правде в глаза и сделать выводы из допущенных ошибок.

Юрий Воронин, доктор экономических наук, профессор

Идеология, мобилизация, плановая экономика: какие перемены могут сохранить Россию
Идеология, мобилизация, плановая экономика: какие перемены могут сохранить Россию

Анализируя итоги 90-х и 2000-х годов, необходимо, к сожалению, признать, что после разрушительных либеральных реформ Гайдара и форсированного строительства олигархического капитализма в России, В.Путину с большим трудом удалось предотвратить развал государства и более-менее восстановить экономическую стабильность, лишь упорядочив ельцинскую неустойчивую систему хозяйственных отношений.

Однако за тридцатилетний период капиталистического «реформирования» Россия по большинству показателям так и не вышла на уровень 1990 года, провалив «майский» блок экономических указов (2012г.), обязавших по 5% ежегодного роста ВВП, увеличение реальных доходов населения ежегодно на 4-5%, создание 25 миллионов квалифицированных рабочих мест, скатилась во второй десяток стран мира, а по качеству жизни – на 70 место.

Высокотехнологические отрасли подверглись деградации, целый ряд промышленных отраслей подверглись фактическому разрушению – для начала сбросили авиа и автомобилестроение, станкостроение, да даже предприятия легкой и текстильной промышленности были просто утрачены.

Поэтому, когда 24 февраля 2022 года было принято решение о начале специальной военной операции (СВО) по защите мирных жителей Донецкой и Луганской народных республик, а также «демилитаризация и денацификация Украины», которая, по всей видимости, была рассчитана на краткосрочный период, уже к лету проявились существенные недостатки во всех сферах народно хозяйственного комплекса - экономической, военно-политической, идеологической и прежде всего в системе государственного управления.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сфере экономики Украина перешла на качественную модель мобилизационного функционирования, что позволило ей не только выживать, но и концентрировать необходимые ресурсы на важнейших направлениях развития страны. Зеленский эффективно провел национализацию украинской элиты, отстранив олигархов от реального процесса управления экономикой и фактически возглавил аналог сталинского Государственного комитета обороны (ГКО).

Учитывая данные обстоятельства, политическое руководство страны должно срочно сделать выводы и радикально изменить свои подходы к идеологии, к экономике и системе управления страной.

Не следует забывать и то, что нынешний социально-экономический потенциал России и качественно, и количественно намного хуже и ниже, чем был у Советского Союза в 1991 году, и тем более не сравним с нынешним потенциалом США и Запада. Хуже и геополитическая ситуация - внешний контур враждебен России и откровенно направлен в сторону усиления санкционной экономической войны. Против России объявлена экономическая война странами с общим населением в 1 млрд человек, где созданы современные технологии, к которым РФ не имеет доступа

США уловили этот существенный прокол в социально-экономическом развитии России и главный удар наносят по политико-экономическому полю, финансовому потенциалу России: санкционная атака нацелена на изоляцию российской экономики от мировой, обрушение ее, а следом за этим - разрушение и политической системы, расчленив Россию.

Особо подчеркнем, что даже если Россия и выиграет в спецоперации на Украине, если будет достигнут какой то компромисс, даже если оставшаяся Украина будет нейтральна, все равно, как обосновывают зарубежные эксперты, война против России продолжится – война экономическая. И этот важнейший аспект политическим руководством страны, российскими «эффективными менеджерами» должен был бы быть учтен еще вчера.

Другими словами, в России на сегодня нет ни социального государства, ни сильной экономической политики, ни устойчивой безопасности (См.: «Новые Известия» 13.02.2022г.).Власть не дает пока четкой картины направления движения, не ставит четкие задачи социально-экономического развития России будущего.

Естественно возникает вопрос, каковы главные направления, пути для обеспечения безусловной победы не только в специальной военной операции (СВО) на Украине, но и, самое главное, в экономической и социальной сферах.

Первое направление – в новых политико-экономических условиях особое значение отводится идеологической составляющей, формированию в стране общенациональной идеологии, понятной и одобряемой большинством населения

Политическое руководство России, формулируя задачу денацификации Украины, видимо запамятовало, что Россия сама не имеет общенациональной идеологии. Это крайне негативно сказалось на процессах, связанных с СВО, что наглядно проявилось в частичной мобилизации, в том числе, когда более миллиона молодых людей – специалистов срочно покинули территорию своей страны.

То, что в Конституцию 1993 года была заложено «идеологическое многообразие», отсутствие «государственной идеологии» (п.п. 1,2 статьи 13) – это не только теоретическая, но и глубочайшая политическая ошибка для практики. Как известно, свято место пусто не бывает. Если нет своей идеологии, то её место неизбежно будет занимать чужая – придется танцевать под чужую дудку. И в России дотанцевались, что сразу же выявила СВО.

Под воздействием идеология капитализма, главным критерием которого является «делать деньги», достижение сверхприбыли любой ценой, огромной дифференциации в доходах, роста бедности, в сознании большинства россиян произошел существенный перелом, потеря идеологического стержня и внутреннего патриотизма.

Воевать, с одной стороны, с США и коллективным Западом, а с другой - продолжать ориентироваться на его идеологические ценности, на ущербную либеральную идею, защищать российский олигархический капитализм - это просто абсурд, особенно для молодежи, населения, живущего за чертой бедности, научной и творческой интеллигенции. Другими словами, СВО отчетливо выявило, что идеологическую войну Россия проигрывает.

На сегодняшний день наиболее прогрессивная идеология, которая уже несколько десятилетий обеспечивает самые высокие темпы экономического роста в мире – это идеология социализма. Хочется кому то признавать или нет, но в России в последние годы формируется внятный запрос на построение социализма исходя из позитивного мирового опыта. Это прежде всего опыта Советского Союза, Китая, Индии, Вьетнама, Швеции.

Социализм с китайской спецификой, в Индии и Вьетнаме обобщил преимущества капитализма и социализма, свободного рынка и государственного регулирования на планово-рыночной основе. Денежно кредитная система здесь полностью подчинена задачам экономического развития и направлена на повышение благосостояния народа. Именно здесь, на Востоке, сегодня закладываются контуры мира будущего, создается новый мировой порядок, отвергающий либеральный западный мир.

Формирование новой идеологии, процесс построения новой модели социально-экономического и политического развития придется начать с приватизации олигархической элиты, как это уже сделано на Украине, и необходимости выведения «эффективных менеджеров» - приверженцев мировых финансовых элит (пятой колонны) из высших эшелонов российской власти – администрации президента и правительства.

Итак, общероссийская общенациональная идеология – социализм -политическим руководством страны должна быть заявлена – это ключ у победе не только в СВО, но и в санкционной экономической войне.

Второе направление. Нужно четко и однозначно осознать, что США и коллективным Западом России, отстаивающей свой суверенитет и свой особый путь развития, объявлена широкомасштабная война не только в военной, но, самое главное, в экономической и социальной сферах, цель которых – развалить Россию, уничтожение её как суверенное государство.

Мировой опыт свидетельствует, что в особых, экстремальных, чрезвычайных условиях для повышения национальной безопасности страны и эффективного использования внутренних ресурсов в государственных и частных секторах широко использовалась мобилизационная экономика.

Нами уже обосновывалось, что для России в условиях современных глобальных и жестких вызовах, чтобы страна сохранилась как суверенное государство, как единая территория, как единый многонациональный народ, объективно необходимо использование не только мобилизационной экономики, но и переход на мобилизационную модель развития в идеологической, внешнеполитической, военной и экономической сферах, формируемых на планово–рыночной основе с упором на государственное регулирование народно хозяйственного комплекса и особенно стратегических отраслей промышленности (См.: «Новые Известия» 01.03; 14.03; 11.05; 03.10). Пока же никакой мобилизации общества ни в какой сфере не сделано – это принципиальная ошибка политического руководства страны.

Мобилизационная модель, подчеркнем, – это прежде всего особый тип развития в особых экономических условиях, а не выжидания: авось пролетит, авось все вернется на круги своя к чему склонны пока «эффективные менеджеры» правительства России. Опыт подсказывает - не вернется, а будут только ужесточаться.

При формировании мобилизационной модели в сложившихся условиях самым главным, хотим мы этого или нет, становится отказ от монетаристской либеральной модели «роста», отказ от всех пагубных механизмов, которые были запущены в 1990-е годы и которые завели экономику страны в стагнационный кризис.

Между тем попытки правительства России противопоставить санкционной войне точечные экономические контрмеры, не разрабатывая при этом детальной комплексной программы, в том числе и на перспективу, отчетливо вскрыли неэффективность, убогость системы управления России.

Хорошо помню, как правительство в ходе годового отчета в Государственной Думе и Совете Федерации обрисовало картину «развития» экономики в 2022 году. Озвучивалось, что Минэкономразвития и Минфин, ориентируясь на пакеты санкций, пересмотрели экономический планы, что по итогам 2022 года рост ВВП может уйти в минус более, чем на 10%. Видимо наши «эффективные менеджеры» просто согласились с аналитиками компании S&P Global Market Intelligence, что из-за западных санкций на восстановление экономики России до уровня 2021 года потребуется десять лет.

Между тем известно, что производственные мощности используются в стране наполовину. Экспертные расчеты показывают, что если простаиваемые мощности загрузить хотя бы на 50%, а это можно сделать быстро, стимулируя производство, то более 75% того, что Россия завозила из Европы, страна могла бы производить сама. Это позволило бы получить уже в 2022 году темпы роста ВВП не минус 2,9%, чему сегодня с умилением радуются «эффективные менеджеры», а как минимум плюс 10%, наращивая инвестиционный потенциал как минимум более 20% в год.

Другими словами, даже при тотальных санкциях коллективного Запада, имеющийся российский ресурсный потенциал на собственной технологической базе позволяет обеспечить прирост ВВП минимум на 5-7%. Чего, к сожалению, пока и не планируется.

Исходя из динамики развития общественно-экономических формаций, позитивного мирового опыта использования идеологии социализма, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель политико-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующий социально справедливое общество социалистического типа. Планово-рыночный (!) на государственной основе. Этому в значительной мере и будет способствовать формирование мобилизационной модели развития во всех сферах народно-хозяйственного комплекса России.

Третье направление. Если Россия ставит задачу победить в развязанной против нее США и коллективным Западом гибридной войне, необходимо быстро выстроить современную научно выверенную систему управления народно хозяйственным комплексом и особенно - развитием экономики, что пока, к сожалению, не делается.

Правительство просто лихорадочно, рефлексивно затыкает пробоины в российской экономике, пытаясь сформировать в рамках ущербной действующей неолиберально-рыночной модели более-менее устойчивую, но, к сожалению, примитивную в данных условиях систему управления, скатываясь к «ручному управлению».

Пример. Созданный Координационный совет для «обеспечения специальной военной операции (СВО)», представляет собой довольно формальную рыхлую структуру. «Ручное» управление пересиливает.

Так, президент В.Путин утвердил перечень поручений по развитию беспилотных авиационных систем в стране. Не буду утомлять перечислением сроков подготовки документов, а лишь проинформирую, что, видимо для «ускорения» СВО, правительству поручено….. к июню 2023 года подготовить стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года, а……. к 1 сентября (!?) утвердить нацпроект по развитию беспилотных авиасистем на период до 2035 года. А спецоперация на Украине, пока будут проходить по своему оборонительному плану.

Очевидно, что в период СВО и жестких экономических санкций против России, необходимо срочное формирование ГКО во главе с президентом, а не мало эффективный Координационный совет с непонятной ответственностью

Далее. Уже сегодня можно поучится системе научно выверенного управления, среднесрочного планирования, которая блестяще себя зарекомендовала в Китае, Индии и в других странах..

Формирование общегосударственной системы среднесрочного планирования и стратегического прогнозирования сегодня по опыту СССР, применяют – не удивляйтесь - 50 рыночных капиталистических стран, но только не в России.

Вынужден разочаровать российскую общественность. Провал российских стратегий развития – «Стратегии-2010», «Концепции-2920», «Стратегии-2020», «Стратегии научно-технологического развития России», «Стратегии-2030» - стал абсолютным явлением, превратился в систему, в средство коррупционных дорогостоящих финансовых затрат. Но страшно другое, провал стратегического прогнозирования привело к тому, что Россия оказалась без будущего.

Формирование новой теоретически выверенной системы управления и новой модели социально-экономического развития, направленные на повышение эффективности народно-хозяйственного комплекса, предполагают ускоренную реиндустриализация, новую промышленную политику, национализацию ключевых отраслей промышленности, начиная с ВПК, резкое увеличение прямых инвестиций в промышленность, формирование бюджета развития, восстановление валютного контроля и запрет на вывод капитала из страны в неинвестиционных целях, а также деофшоризацией экономики, развернуть банковскую систему к решению задачи социально-экономического роста и подъема благосостояния людей.

Первым шагом в возрождении научно выверенной системы управления должна стать разработка стратегии социально-экономического развития России на 25-30 лет, стратегии, понятной большинству населения страны, и на этой основе разработка программы качественного экономического роста, конкретизируемого в пятилетних и годовых планах. Для этого придется восстанавливать Госплан, сделав госзаказ этого органа управления главным методом достижения необходимых объемов производства основных товаров. В этом вопросе мы, к сожалению, опять отстаем от мировой практики.

От редактора:

Мнения авторов могут не совпадать с позицией издания и публикуются в дискуссионном порядке