Найти тему
WAKEUPMEN CLUB

Железнодорожные прогулки. "Ленин на колесах". Круговое и веерное депо станции Москва-Пассажирская. (Часть 2)

В первой части рассказа мы нашли дорогу к цели путешествия и поговорили о первых достопримечательностях, на нашем пути - круговом депо и Водонапорной башне.

Прочитать первую часть можно по ссылке: https://dzen.ru/a/Y7vZGQ9kbUua9yup?share_to=link

КОРОТКИЙ видеоролик о прогулке: https://dzen.ru/video/watch/63c11c7240a57d70e7f51ff3

Ну а у нас впереди главная цель прогулки. "Ленин на колесах".

Подписываясь на канал вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqyLJi0A

Продолжаем движение к цели. Идем по дороге между огороженных производственных территорий.

Застройка “хаотична”. В некоторых зданиях угадывается исторический почерк, а некоторые “не узнать”.

Вот например, запоминающееся здание в котором находится Московский региональный участок Октябрьской дирекции пассажирских обустройств.

Совсем не долго нам идти и вот мы уже у цели нашей прогулки.

Согласно карте и рассказам “идущих впереди”, памятник Ленину находится во дворе веерного депо.

Но для порядка и полноты картины, сначала поговорим о бывшем Веерном депо Николаевской железной дороги, уникальном техническом сооружения построенном в 1891-92 годах.

-2

По сути своей - веерное депо, продолжение идеи круговых депо.

Основные отличия:

  • Стойла располагались не по кругу, а по полукругу.
  • Нет общего, чаще всего закрытого крышей, пространства.
  • Поворотный круг находится на улице, во дворе депо.

Ну а если говорить об основных достоинствах такого варианта, то это, прежде всего, меньшая площадь, требуемая для размещения одного и того же количества паровозов по сравнению с круговым депо.

Поворотный круг является неотъемлемой частью паровозного депо и служит для подачи паровозов/локомотивов из их ангаров на главный путь.

Заезжающий в депо паровоз попадает на этот круг, а затем круг поворачивается (сейчас за счет электропривода, а раньше - вручную) и паровоз оказывается напротив нужного стойла/ангара.

Устройство подвижного элемента поворотного круга.
Устройство подвижного элемента поворотного круга.

РЖД приложило много усилий дабы снести здание веерного депо в 2011 году, но благодаря участию активистов незаконный снос удалось остановить.

Большая часть сооружения утрачено, а то что осталось выглядит сегодня не особо презентабельно.

На иллюстрации видно что осталось от здания веерного депо.

Среднюю часть депо успели уничтожить.
Среднюю часть депо успели уничтожить.

По инициативе сотрудников, уже после остановки незаконного сноса, на территории депо был обустроен, так называемый, народный музей.

Паровозы, памятник Ленину и другие экспонаты музея раньше можно было осмотреть.

Но, к сожалению, сегодня нас не пустила охрана.

-Почему?
-Из-за Украины.
Был их емкий ответ на наш вопрос.

Но, так как был основной целью нашей прогулки, был памятник Ленину (“Ленин на колесах”), несмотря на то, что мы не смогли пройти к памятнику, увидев лишь голову Ильича из-за забора - расскажем вам о памятнике с использованием фотографий из сети.

Памятник "Ленин на колесах". Фото из сети Интернет.
Памятник "Ленин на колесах". Фото из сети Интернет.

Памятник В.И. Ленину воздвигнут 5 ноября 1925 года рабочими паровозных и вагонных мастерских 5-го участка тяги Октябрьской железной дороги. Инициатива была обоснована предстоящей восьмой годовщины Октябрьской революции.

Для сооружения постамента рабочие собрали множество разнокалиберных деталей железнодорожной техники: зубчатые колёса, винтовые валы, колесные пары….

Проект постамента для памятника разработал начальник Пятого участка тяги Яковлев.

“Получилось очень необычное сооружение из сваренных друг с другом паровозных шатунов, кулис, реверсов, червячных передач, опирающееся на четыре колеса от старого списанного тендера. Различные рукоятки и прочие механизмы, по замыслам авторов, должны были приводить во вращение постамент с Лениным».

Скульптуру для памятника планировали изготовить на деньги, вырученные за сдачу металлолома. Но из-за нехватки времени, приняли решение установить на изготовленный постамент фигуру вождя, авторства И.А. Менделеевича, которая стояла в то время в вестибюле.

Памятник В.И. ленину. Фото 1950-1960 гг.
Памятник В.И. ленину. Фото 1950-1960 гг.

Конечно очень хотелось увидеть памятник собственными глазами, но, “есть как есть”.

Кто знает, может быть, когда доступ откроют, можно будет и дополнить материал.

Возвращаемся и смотрим по сторонам.

Вот из колесно-роликового цеха, возведённого в 1870-х годах выезжает тепловоз.

-7

Присмотримся к маркировке. Это - ТЭМ18Д.

Тепловоз серии ТЭМ18Д шестиосный, с электрической передачей постоянного тока предназначен для выполнения вывозной, маневровой и легкой магистральной работы на железнодорожных путях общего пользования и промышленных предприятий.
А на заднем плане, если посмотреть вдоль железнодорожных путей, мы видим здание нефтекачки, типовое для Николаевской железной дороги сооружение.
А на заднем плане, если посмотреть вдоль железнодорожных путей, мы видим здание нефтекачки, типовое для Николаевской железной дороги сооружение.

Конечно было бы интересно пробраться и посмотреть больше, но мы не будем нарываться и тем же путем, что и пришли, вернемся к метро.

10 минут неторопливой ходьбы и мы у метро. На сегодня наша прогулка окончена.

На этом все.

Но, как говорится: окончание одного путешествия - это начало следующего.

До встречи.

Оставайтесь на связи (подписывайтесь) и не пропустите следующую публикацию.

Добавьте описание
Добавьте описание

p.s.

Во время подготовки материала, я наткнулся на неизвестный для меня образец паровозостроения.

О нем расскажу в следующей публикации на железнодорожную тему.

-10

-11