Найти в Дзене
WAKEUPMEN CLUB

Железнодорожные прогулки. "Ленин на колесах". Круговое и веерное депо станции Москва-Пассажирская. (Часть 1)

"Он же памятник, ну кто его покатит".

Выкроив часок времени, решили пройтись и посмотреть на уникальный памятник В.И. Ленину, который расположен на территории железнодорожной станции Москва-Пассажирская.

Уникальность памятника, прежде всего, в его постаменте.

Про памятник расскажу немного дальше, а пока пойдем по порядку.

Подписываясь на канал вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqyLJi0A

Начали мы наш “поход” к памятнику с площади между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Между ремонтируемым зданием, относящимся к Ленинградскому вокзалу и путями Ярославского вокзала есть проход. Раньше он вел к довольно оживленному рынку, сейчас проход не нагружен трафиком.

Проход между “вокзалами”. Нам именно туда.
Проход между “вокзалами”. Нам именно туда.

Пройдя между путями Ярославской и Ленинградской железной дороги, миновав торговый ряд “Николаевский” оставшиеся с начала века, мы выходим в техническую часть железнодорожных станций Ленинградского и Ярославского вокзалов.

"Народное творчество" на стилобате.
"Народное творчество" на стилобате.

Первое что встречаем на пути - великолепный ансамбль из кругового депо и водонапорной башни.

Круговое депо и водонапорная башня.
Круговое депо и водонапорная башня.

На раннем этапе строительства железных дорог, в России было построено 9 круговых депо, позже, в конце XIX века, круговые депо заменили прямоугольными и веерными.

КОРОТКИЙ видеоролик о прогулке: https://dzen.ru/video/watch/63c11c7240a57d70e7f51ff3

В настоящее время, из девяти исторических депо шесть разрушены на 50% и более. Полностью сохранившимися являются депо в Санкт-Петербурге, Окуловке и Твери.

В Москве было всего одно круглое депо и именно его мы и видим. Ну раз объект уникальный, давайте подробнее изучим его историю.

Круговые депо на николаевской железной дороге.

Проект «круглого здания для хранения локомотивной машины»– был утверждён 16 июня 1845 года. В 1847 г. для обслуживания и ремонта паровозов ещё до открытия движения по Николаевской железной дороге было построено здание круглого поворотного депо в Санкт-Петербурге.

-5

Старейшее ремонтно-транспортное сооружение Санкт-Петербурга расположено по адресу Невский проспект, дом 85, литера ДД.

Такая планировка паровозных зданий просуществовала относительно недолго - уже к концу XIX века стали строить прямоугольные, а затем и веерные здания.
Такая планировка паровозных зданий просуществовала относительно недолго - уже к концу XIX века стали строить прямоугольные, а затем и веерные здания.

Здание имеет круглую форму, в его середине, под металлическим куполом, располагался поворотный круг, предназначенный для разворота паровозов и направления их в нужное стойло.

Депо «на 20 стойл» для стоянки и ремонта паровозов. Фото - не позже 1870 года. Уникальное фото: не полностью засыпанный Красный пруд, тот по имени которого была названа Краснопрудная улица, и на фото ещё нет путей Северной (Троицкой/Ярославской) железной дороги.
Депо «на 20 стойл» для стоянки и ремонта паровозов. Фото - не позже 1870 года. Уникальное фото: не полностью засыпанный Красный пруд, тот по имени которого была названа Краснопрудная улица, и на фото ещё нет путей Северной (Троицкой/Ярославской) железной дороги.
Во время строительства железной дороги, помимо путей, ведется большая застройка двумя типами построек: для обслуживания пассажиров и для обслуживания подвижного состава.
Круглое депо в разрезе. 1840-е.
Круглое депо в разрезе. 1840-е.
Первая группа включала вокзалы, станции и платформы. Вторая – паровозные депо, мастерские, жилые дома железнодорожников, сторожевые будки, водонапорные башни, а также технологическое оборудование: семафоры, колонки и т.д.
При строительстве железнодорожной инфраструктуры на территории Красного села и окрестностей появились не только здания и сооружения обслуживающие железные дороги, но и трактиры, лавки для пассажиров и извозчиков, дешевые привокзальные гостиницы и т.п.
Сам Красный пруд, используемый для спуска отходов и нечистот, обмелел и его было решено засыпать дабы на его месте разместить лесные ряды, старое место которых, перед этим, было занято под Рязанский(Казанский) вокзал.
Круговое депо и водонапорная башня. Вид на Красный пруд.
Круговое депо и водонапорная башня. Вид на Красный пруд.

Типовой проект депо был разработан архитектором Рудольфом Желязевичем в 1849 году.

Будучи в 1832-1854 нг старшим архитектором департамента железных дорог при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий, Рудольф Желязевич стал автором проектов станционных зданий и Инспектором строительства Николаевской железной дороги. Под его непосредственным руководством шло строительство Николаевского вокзала (архитектор К.А. Тон).

В конце жизни, талантливый архитектор перебрался в Великобританию где стал членом Королевского института британских архитекторов.

Унификация = оптимизация.

При строительстве первой в стране железной дороги было принято решение что все станции должны иметь свой разряд, и вокзалы должны быть унифицированы согласно разряду станции.

К открытию магистрали 1 ноября 1851 года было построено 34 станций с вокзалами по типовым проектам четырех классов I, II, III и IV.

Вокзалы I и II класса, спроектированные непосредственно Р.А.Желязевичем, были построены в Твери, Клину, Малой Вишере и Бологое.

Тот кто ездил по железной дороге из Москвы в Санкт-Петербург наверняка видели оштукатуренные здания с полукруглыми торцовыми фасадами и галереей на чугунных колоннах.

189-1900 Здание ж/д вокзала в Клину.
189-1900 Здание ж/д вокзала в Клину.
1907 г. Здание ж/д вокзала в Твери.
1907 г. Здание ж/д вокзала в Твери.

Впрочем, и к остальным стационным и инфраструктурным строениям относился подход, заключающийся в унификации и стандартизации.

Аналогично стали поступать и позже, при строительстве других железных дорог.

Первое паровозное депо Москвы, построенное в 1847-1849 годах, имеет некоторые отличия от типового проекта.

-12

К нему не примыкают мастерские, что было вызвано близостью пруда и особенностями ландшафта. Благодаря этому, на месте путей, предназначенных для въезда в мастерские, были устроены ещё два стойла для паровозов. Общее число стойл в московском паровозном депо составило 20 против 18 у остальных типовых зданий круговых депо Николаевский железной дороги.

В центре кольцевидного здания располагался поворотный круг, который позволял направлять въезжавшие в депо паровозы непосредственно в стойло для проведения ремонта и обслуживания. Все сооружение венчал легкий металлический купол.

В связи с планами строительства скоростного (4-го) пути Октябрьской ЖД в 2008 году депо планировалось снести.

Но, благодаря работе экспертной группы с привлечением представителей Госкомнаследия, независимых историков, архитекторов и журналистов была подтверждена уникальность здания и руководство РЖД приняло решение провести реконструкцию и сохранить его.

Во время реконструкции 9 радиусных ячеек (стойл) снесены. На их месте проложен новый железнодорожный путь для электропоездов. Но при этом - зданию был возвращен металлический купол.

Круговое депо в Москве. Современный вид.
Круговое депо в Москве. Современный вид.

Единый ансамбль с депо составляла также сохранившаяся до нашего времени водонапорная башня, возведенная одновременно со строительством депо.

-14

Архитектура башни необычна – сверху она имеет лишний ярус с арочными окнами, надстроенный позже.

Верхний ярус водонапорной башни. Январь 2023 г.
Верхний ярус водонапорной башни. Январь 2023 г.
-16

Можно предположить, что здание размещалась не только водокачка, ну и, например, другая служба, может быть диспетчерская.

-17

Идем дальше. У нас впереди главная цель прогулки. "Ленин на колесах".

Но об этом в следующей части.

ПРОДОЛЖЕНИЕ МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ: https://dzen.ru/a/Y7vZRJvRNhnintlr?share_to=link

Еще публикации на железнодорожную тему:

Депо "Подмосковная".

Статья: https://dzen.ru/media/id/5f58b643028fd3562a7d0e56/puteshestvie-na-jeleznodorojnuiu-stanciiu-nachala-xx-veka-depo-podmoskovnaia-62c8438353e39724e0d56a03

Видеоверсия: https://dzen.ru/video/watch/62cfaeb1ce2f291534e59bed

"Заброшенная железная дорога (почи) в Москве":

Статья: https://dzen.ru/media/id/5f58b643028fd3562a7d0e56/zabroshennaia-jeleznaia-doroga-pochti-v-centre-moskvy-62e8bca567640f3272c2bc33

Видеоверсия: https://dzen.ru/video/watch/62eba7e920d4ea1787a22f92

Оставайтесь на связи (подписывайтесь) и не пропустите следующую часть рассказа.

-18