"Он же памятник, ну кто его покатит".
Выкроив часок времени, решили пройтись и посмотреть на уникальный памятник В.И. Ленину, который расположен на территории железнодорожной станции Москва-Пассажирская.
Уникальность памятника, прежде всего, в его постаменте.
Про памятник расскажу немного дальше, а пока пойдем по порядку.
Подписываясь на канал вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqyLJi0A
Начали мы наш “поход” к памятнику с площади между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Между ремонтируемым зданием, относящимся к Ленинградскому вокзалу и путями Ярославского вокзала есть проход. Раньше он вел к довольно оживленному рынку, сейчас проход не нагружен трафиком.
Пройдя между путями Ярославской и Ленинградской железной дороги, миновав торговый ряд “Николаевский” оставшиеся с начала века, мы выходим в техническую часть железнодорожных станций Ленинградского и Ярославского вокзалов.
Первое что встречаем на пути - великолепный ансамбль из кругового депо и водонапорной башни.
На раннем этапе строительства железных дорог, в России было построено 9 круговых депо, позже, в конце XIX века, круговые депо заменили прямоугольными и веерными.
КОРОТКИЙ видеоролик о прогулке: https://dzen.ru/video/watch/63c11c7240a57d70e7f51ff3
В настоящее время, из девяти исторических депо шесть разрушены на 50% и более. Полностью сохранившимися являются депо в Санкт-Петербурге, Окуловке и Твери.
В Москве было всего одно круглое депо и именно его мы и видим. Ну раз объект уникальный, давайте подробнее изучим его историю.
Круговые депо на николаевской железной дороге.
Проект «круглого здания для хранения локомотивной машины»– был утверждён 16 июня 1845 года. В 1847 г. для обслуживания и ремонта паровозов ещё до открытия движения по Николаевской железной дороге было построено здание круглого поворотного депо в Санкт-Петербурге.
Старейшее ремонтно-транспортное сооружение Санкт-Петербурга расположено по адресу Невский проспект, дом 85, литера ДД.
Здание имеет круглую форму, в его середине, под металлическим куполом, располагался поворотный круг, предназначенный для разворота паровозов и направления их в нужное стойло.
Во время строительства железной дороги, помимо путей, ведется большая застройка двумя типами построек: для обслуживания пассажиров и для обслуживания подвижного состава.
Первая группа включала вокзалы, станции и платформы. Вторая – паровозные депо, мастерские, жилые дома железнодорожников, сторожевые будки, водонапорные башни, а также технологическое оборудование: семафоры, колонки и т.д.
При строительстве железнодорожной инфраструктуры на территории Красного села и окрестностей появились не только здания и сооружения обслуживающие железные дороги, но и трактиры, лавки для пассажиров и извозчиков, дешевые привокзальные гостиницы и т.п.
Сам Красный пруд, используемый для спуска отходов и нечистот, обмелел и его было решено засыпать дабы на его месте разместить лесные ряды, старое место которых, перед этим, было занято под Рязанский(Казанский) вокзал.
Типовой проект депо был разработан архитектором Рудольфом Желязевичем в 1849 году.
Будучи в 1832-1854 нг старшим архитектором департамента железных дорог при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий, Рудольф Желязевич стал автором проектов станционных зданий и Инспектором строительства Николаевской железной дороги. Под его непосредственным руководством шло строительство Николаевского вокзала (архитектор К.А. Тон).
В конце жизни, талантливый архитектор перебрался в Великобританию где стал членом Королевского института британских архитекторов.
Унификация = оптимизация.
При строительстве первой в стране железной дороги было принято решение что все станции должны иметь свой разряд, и вокзалы должны быть унифицированы согласно разряду станции.
К открытию магистрали 1 ноября 1851 года было построено 34 станций с вокзалами по типовым проектам четырех классов I, II, III и IV.
Вокзалы I и II класса, спроектированные непосредственно Р.А.Желязевичем, были построены в Твери, Клину, Малой Вишере и Бологое.
Тот кто ездил по железной дороге из Москвы в Санкт-Петербург наверняка видели оштукатуренные здания с полукруглыми торцовыми фасадами и галереей на чугунных колоннах.
Впрочем, и к остальным стационным и инфраструктурным строениям относился подход, заключающийся в унификации и стандартизации.
Аналогично стали поступать и позже, при строительстве других железных дорог.
Первое паровозное депо Москвы, построенное в 1847-1849 годах, имеет некоторые отличия от типового проекта.
К нему не примыкают мастерские, что было вызвано близостью пруда и особенностями ландшафта. Благодаря этому, на месте путей, предназначенных для въезда в мастерские, были устроены ещё два стойла для паровозов. Общее число стойл в московском паровозном депо составило 20 против 18 у остальных типовых зданий круговых депо Николаевский железной дороги.
В центре кольцевидного здания располагался поворотный круг, который позволял направлять въезжавшие в депо паровозы непосредственно в стойло для проведения ремонта и обслуживания. Все сооружение венчал легкий металлический купол.
В связи с планами строительства скоростного (4-го) пути Октябрьской ЖД в 2008 году депо планировалось снести.
Но, благодаря работе экспертной группы с привлечением представителей Госкомнаследия, независимых историков, архитекторов и журналистов была подтверждена уникальность здания и руководство РЖД приняло решение провести реконструкцию и сохранить его.
Во время реконструкции 9 радиусных ячеек (стойл) снесены. На их месте проложен новый железнодорожный путь для электропоездов. Но при этом - зданию был возвращен металлический купол.
Единый ансамбль с депо составляла также сохранившаяся до нашего времени водонапорная башня, возведенная одновременно со строительством депо.
Архитектура башни необычна – сверху она имеет лишний ярус с арочными окнами, надстроенный позже.
Можно предположить, что здание размещалась не только водокачка, ну и, например, другая служба, может быть диспетчерская.
Идем дальше. У нас впереди главная цель прогулки. "Ленин на колесах".
Но об этом в следующей части.
ПРОДОЛЖЕНИЕ МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ: https://dzen.ru/a/Y7vZRJvRNhnintlr?share_to=link
Еще публикации на железнодорожную тему:
Депо "Подмосковная".
Видеоверсия: https://dzen.ru/video/watch/62cfaeb1ce2f291534e59bed
"Заброшенная железная дорога (почи) в Москве":
Видеоверсия: https://dzen.ru/video/watch/62eba7e920d4ea1787a22f92
Оставайтесь на связи (подписывайтесь) и не пропустите следующую часть рассказа.