Ну вот и закончились у Позавчерашних новостей новогодние праздники, запасы оливье и желание отдыхать, отчего в первый рабочий день мы с вами и приступим к работе в виде печатания (у меня) и читания (у вас), дабы духовная пища помогла нам отойти от излишеств пищи материальной.
Вообще, идею сегодняшнего материала мне подкинул один из моих постоянных читателей ещё года полтора назад, но все как-то мысли не сходились в нужное русло, а сегодня вот встал я с кровати в восемь утра и понял - вот оно, вдохновение, пиши.
Ну в общем держите - размышления Позавчерашних новостей о российских музыкальных премиях. И начнем, пожалуй, с самой старой из ныне существующих.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я иногда пишу о кино и сериалах, старых компьютерных играх, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"
Песня года
Песня года зародилась аж в 1971 году трудами главного редактора Главной редакции музыкальных программ ЦТ Нины Григорьянц, режиссёра главной редакции музыкальных программ ЦТ Виктора Черкасова и дирижёра Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио Юрия Силантьева. Конкурс был выполнен вполне в духе социалистического соревнования - если у колхозов есть соревнование в удоях, а у шахтеров - в выработке, то почему бы не сделать соцсоревнование между авторами и исполнителями популярных песен - кто песню лучше написал и сильнее исполнил.
Конкурс был интерактивным - выбирало лауреатов не безликое непонятное жюри, а советский народ, отправляя по почте открытки с наименованием трех песен, особо зацепивших душу. Кто больше открыток собрал - тот и молодец. Отбор песен, кроме того, проходил строгий идеологический контроль, чтобы песня не только строить и жить помогала, но и воспитывала в людях светлое, доброе и вечное, а не вот эти вот буржуазные ценности про солнце в Монако и луну в Сен-Тропе. Собственно говоря, в те годы увидеть на Песне года чьего-то безголосого протеже было не то что сложно, вовсе невозможно, что в принципе ведь и неплохо с какой-то стороны.
Но, как водится, с наступлением эпохи дикого капитализма 90-х годов что-то сломалось в налаженном механизме. Сперва фестиваль едва не канул в Лету, поскольку воспринимался как пережиток советского прошлого, от которого зачем-то нужно было срочно отказаться. К счастью, фестиваль спасла Ангелина Вовк, зашедшая к кому нужно, которыми оказались "Газпром", давший денег, и Игорь Крутой, на тот момент уже руководитель продюсерского центра АРС. В дальнейшем Песня года так и продолжила выходить под крылом Крутого, что в конечном итоге, явно снизило качество исполняемого. Кто бы что не говорил, но при всем официозе условного Льва Лещенко или Валентины Толкуновой, артистам, попадавшим на Песню в 90-е (да и что греха таить - сейчас), очень далеко до действительно серьезных певцов.
И что самое главное - началось соревнование "кто с Крутым дружит, тот и музыку заказывает". Худсоветы же отменили, и с светлым-добрым-вечным решили повременить, поэтому на фестиваль начали попадать по принципу кто больше чего хорошего занесет, тот и популярный. Окончательный перелом в коммерциализации фестиваля случился в 2004-2005 годах, когда Крутой поссорился с Эрнстом и Песня года переехала сперва на НТВ, а потом и на Россию-1, а основой выбора репертуара стала нынешняя жена одного известного иноагента, проходящая под псевдонимом Примадонна. Тогда же от ведения фестиваля отлучили олдовых ведущих - Вовк и Меньшова, заменив их на Лазарева и Кудрявцеву. С тех пор мало что меняется - то весь репертуар займут песни одного поэта-песенника, то в концерте выступят птенцы гнезда Крутого, которых кроме как на Песне года вряд ли услышишь.
Впрочем Лещенко на Песне года выступает стабильно. Хвала ему и почет.
Золотой граммофон
А вот Золотой граммофон изначально все же претендовал на объективность и большую неформальность. Все-таки премия строилась на одноименном хит-параде на "Русском радио", который формировался из самых заказываемых на радио песен. Это, в общем-то и правильно, как иначе можно определить народную любовь? Тем более, что в хит-параде песня должна была провисеть не менее 20 недель, то есть почти полгода, на что далеко не каждая песня способна. Единственным ограничением становился лишь формат радиостанции - какие бы замечательные песни не писала, скажем, группа Крематорий, для Русского радио она - неформат, а значит и определенный пласт отечественной музыки остается премией неохваченным.
Впрочем, нельзя объять необъятное и премия вполне справлялась с возложенной на нее функцией - выявлять наиболее популярную в массах музыку и награждать особо отличившихся исполнителей. Тем более, что в 90-е и нулевые кое-какой рок премии получал, то был и Чайф с народной "Аргентиной-Ямайкой", и Агата Кристи со своими наркотическими песнями, и, прости господи, Сплин и Мумий Тролль, вышедшие на пик формы в те годы.
Впрочем, у всего хорошего есть свой срок годности и "Золотой граммофон" не исключение. В 2015 году произошла не самая красивая история со сменой владельца Русской медиагруппы, которой принадлежало Русское радио, в результате которой владельцем РМГ стал Владимир Киселев, бизнесмен, музыкант, музыкальный продюсер и барабанщик группы "Земляне", также по совместительству являющийся мужем Елены Север и двух сыновей - некоих ВладиМира и ЮрКисса, которые по любопытному совпадению стали очень часто мелькать в церемониях награждения.
Тогда же какая-то часть отечественной эстрады из ротации Русского радио выпала - и в "Золотом граммофоне" помимо известных исполнителей начали появляться исполнители несколько более нишевые, о которых даже Википедия не всегда знает. И хотя это не самая большая проблема музыки в России, но получается так, что далеко не вся русская музыка представлена на Русском радио и далеко не каждый житель нашей страны слушает то, что там крутят.
Отсюда и вопрос - объективна ли премия-то?
Премия Муз-ТВ
А вот этот пациент крайне интересен тем, что попытался сделать копию западных премий - с номинациями, зрительскими голосованиями и тоннами пафоса, вроде как MTV Music Awards или даже Грэмми. Первая премия Муз-ТВ, прошедшая в 2003 году, даже визуально напоминала дорогие-богатые западные церемонии - с красной ковровой дорожкой, подъездом красивых и дорогих гостей и конферансом красивых девочек и веселого мальчика (Аврора, Лера Кудрявцева и Оскар Кучера).
Внутри все тоже было красиво - авторитетам отечественного шоу-бизнеса было предложено выбрать по три претендента на победу в каждой категории, а простому зрителю (а также читателю журнала COOL) предлагалось проголосовать за одного из троих счастливчиков.
Но, как и в случае с "Русским радио" далеко не всё русскоязычное песенное творчество тех лет попало в формат премии. Рок-группами, например, считались Би-2, Сплин, Земфира и Звери, которым звание лучшей рок-группы доставалось 9 раз, из которых 6 раз - подряд. Из более серьезных исполнителей на огонек один раз только Кипелов заскочил, спев нетленное "Я свободен" между Софией Ротару и Валерией, после чего стал свободен и ушел даже без тарелочки (которую дали группе Чайф, ну хотя бы было за что).
Да и в остальном разброс номинантов воображение не поражал. Неужели с 2010 по 2014 год не было у нас исполнителей лучше Димы Билана? Группа Serebro - лучшая группа 2014-2016 годов? А вы помните больше двух их песен? Группа "БиС" - это кто вообще?
Зато вот на сцене все было дорого-богато. Бабла в нулевые вваливать в имидж не жалели, отчего на Муз-ТВ приезжали всякие Кристины Агилеры и Пуссикет Доллзы, которые честно получали деньги поминутно и оставались с приятными впечатлениями о России, как о стране с кучей нуворишей. Ну и некоторым даже тарелочки на память дарили, за вклад там в развитие музыки или за глаза красивые. Впрочем, ко второй половине десятых бездумно вваливать сотни нефти в это перестали, тем более что и Муз-ТВ из общего эфира ненадолго пропадал, зато и премия превратилась в трэш-шапито - там то над ведущими издеваются путем поджигания или посажения на острые конструкции, то влипают в истории с поведением артистов в зале и на ковровой дорожке.
Ну и нельзя не сказать, что премия Муз-ТВ так и не смогла стать главной российской музыкальной премией - ну проходит она там в июне и проходит, да и хрен то с ней, то ли дело Песня года да Золотой граммофон, которые в новогодние праздники традиционно показываются.
Ведь летом у нынешнего телезрителя дачи...
Пара слов в итоге
Наши музыкальные премии уже давно превратились в простой сводный оркестр тех, кого надо, которым можно очень удачно заткнуть праздничный эфир и привлечь широкий круг зрителей. Кто-то более традиционен, кто-то менее, но острой конкуренции на этом поприще давно уже нет.
А с другой стороны - как в наш век высоких технологий провести конкурс песни без накруток и по справедливости? Через госуслуги? Все равно победит вкусовщина миллионов телезрителей, которым красивая девочка, враскоряку поющая глупую песню о любви, будет ближе действительно качественной музыки. Поэтому есть эти премии, и будут ещё какое-то время, а потом, возможно, не будет телевидения, останется один интернет и голосования в телеграме (кстати, подпишитесь на Позавчерашние новости в телеграме, там и чат имеется) и ВКонтакте по самым важным вопросам мироздания.
Но песни люди петь не перестанут, пусть даже и в формате "бормочу себе под нос в микрофон", равно как и не перестанут оценивать, кто спел лучше.
Такие вот мы.