НАСА использовало космические корабли Space Shuttle с 1981 по 2011 годы. Затем от челноков отказались. Почему? Говорят, дорого.
Как обычно, объяснение для толпы идиотиков.
Чтобы понять стоимость полётов Шаттла, не нужно строить корабли и посылать их в космос. Дороговизна была видна ещё до проектирования.
Ракета почти полностью сгорает, выводя груз на орбиту. В космос доставляется только целевая полезная нагрузка. Например, спутник массой 10 тонн.
Когда летит Шаттл, на орбиту, помимо нагрузки, приходится поднимать сам челнок. Который весит 78 тонн без топлива и другой заправки. Получается, что для запуска спутника в 10 тонн с Шаттла, на орбиту нужно забросить 78 + 10 = 88 тонн.
Что всегда будет дороже. И это ясно ещё на этапе предварительного расчёта, даже без чертежей.
Для наглядности подсчитаем, сколько требуется массы ракеты для поднятия одного килограмма груза на орбиту.
На момент первого полёта Шаттла в 1981 году у НАСА летала ракета Титан 3. Которая имела стартовую массу 626,2 тонны, и могла вывести на низкую орбиту груз в 13,1 тонн.
626,2 : 13,1 = 47,8 кг
Титан 3 затрачивал 47,8 кг собственной массы (ракета + топливо) для поднятия 1 кг груза на низкую орбиту.
Теперь считаем Space Shuttle. Стартовая масса 2030 тонн. Шаттл способен поднять на низкую орбиту 24,4 тонны.
2030 : 24,4 = 83,2 кг
Для вывода на орбиту 1 кг груза, Шаттл затрачивал 83 кг веса корабля и топлива.
Почти в два раза больше, чем Титан 3. Конечно, Шаттл будет невыгоден. Даже с учётом частичной многоразовости. Когда имеется существенно более дешёвый способ доставлять грузы на орбиту обычными ракетами.
Поэтому СССР продолжал запускать ракеты, несмотря на вопли о новом поколении американских космических кораблей с крылышками. Ракета как была, так и остаётся самым дешёвым способом запуска космических аппаратов.
Удешевить запуски Шаттлов и снизить стоимость вывода груза на орбиту мог бы воздушный старт корабля с самолёта.
Однако, ни одного такого старта не состоялось. Потому что самолёт не мог развить нужную скорость и подняться на необходимую высоту. А мощности собственных двигателей Шаттла и запаса топлива не хватало для выхода на орбиту. Что тоже было ясно ещё на этапе предварительных расчётов.
Внимательный читатель скажет, что Титан мог поднять только 13 тонн, когда Шаттл - 24 тонны. Есть разница. Если нужно забросить на орбиту массивные спутники или отсеки орбитальной станции, то Титан 3 не справится.
Поэтому в 1989 году НАСА запустило Титан 4. Который мог поднять на низкую орбиту 21,6 тонны. Что сопоставимо с Шаттлом.
Давайте посчитаем его стоимость. Стартовая масса Титана 4 - 943 тонны.
943 : 21,6 = 43,6 кг
Для вывода 1 кг полезной нагрузки Титан 4 использовал 44 кг собственного веса. Что чуть меньше, чем у Титана 3. И несравнимо с 83 кг космического челнока.
Space Shuttle, действительно, получился очень дорогим космическим кораблём. Что было ясно ещё при первых расчётах. Почему же его построили и запускали в космос? Несмотря на дороговизну?
Шаттлы не летали в космос. Это имитация. Как полёты на Луну. Далее вы в этом убедитесь.