Найти в Дзене
Артём Войтенков

Обман Space Shuttle 2. Очень дорогие челноки

НАСА использовало космические корабли Space Shuttle с 1981 по 2011 годы. Затем от челноков отказались. Почему? Говорят, дорого.

Как обычно, объяснение для толпы идиотиков.

Чтобы понять стоимость полётов Шаттла, не нужно строить корабли и посылать их в космос. Дороговизна была видна ещё до проектирования.

Ракета почти полностью сгорает, выводя груз на орбиту. В космос доставляется только целевая полезная нагрузка. Например, спутник массой 10 тонн.

Когда летит Шаттл, на орбиту, помимо нагрузки, приходится поднимать сам челнок. Который весит 78 тонн без топлива и другой заправки. Получается, что для запуска спутника в 10 тонн с Шаттла, на орбиту нужно забросить 78 + 10 = 88 тонн.

Что всегда будет дороже. И это ясно ещё на этапе предварительного расчёта, даже без чертежей.

Старт ракеты Titan-3E
Старт ракеты Titan-3E

Для наглядности подсчитаем, сколько требуется массы ракеты для поднятия одного килограмма груза на орбиту.

На момент первого полёта Шаттла в 1981 году у НАСА летала ракета Титан 3. Которая имела стартовую массу 626,2 тонны, и могла вывести на низкую орбиту груз в 13,1 тонн.

626,2 : 13,1 = 47,8 кг

Титан 3 затрачивал 47,8 кг собственной массы (ракета + топливо) для поднятия 1 кг груза на низкую орбиту.

Бочку заказывали?
Бочку заказывали?

Теперь считаем Space Shuttle. Стартовая масса 2030 тонн. Шаттл способен поднять на низкую орбиту 24,4 тонны.

2030 : 24,4 = 83,2 кг

Для вывода на орбиту 1 кг груза, Шаттл затрачивал 83 кг веса корабля и топлива.

Почти в два раза больше, чем Титан 3. Конечно, Шаттл будет невыгоден. Даже с учётом частичной многоразовости. Когда имеется существенно более дешёвый способ доставлять грузы на орбиту обычными ракетами.

Поэтому СССР продолжал запускать ракеты, несмотря на вопли о новом поколении американских космических кораблей с крылышками. Ракета как была, так и остаётся самым дешёвым способом запуска космических аппаратов.

Удешевить запуски Шаттлов и снизить стоимость вывода груза на орбиту мог бы воздушный старт корабля с самолёта.

Однако, ни одного такого старта не состоялось. Потому что самолёт не мог развить нужную скорость и подняться на необходимую высоту. А мощности собственных двигателей Шаттла и запаса топлива не хватало для выхода на орбиту. Что тоже было ясно ещё на этапе предварительных расчётов.

Испытательный Шаттл на самолёте Боинг
Испытательный Шаттл на самолёте Боинг

Внимательный читатель скажет, что Титан мог поднять только 13 тонн, когда Шаттл - 24 тонны. Есть разница. Если нужно забросить на орбиту массивные спутники или отсеки орбитальной станции, то Титан 3 не справится.

Поэтому в 1989 году НАСА запустило Титан 4. Который мог поднять на низкую орбиту 21,6 тонны. Что сопоставимо с Шаттлом.

Давайте посчитаем его стоимость. Стартовая масса Титана 4 - 943 тонны.

943 : 21,6 = 43,6 кг

Для вывода 1 кг полезной нагрузки Титан 4 использовал 44 кг собственного веса. Что чуть меньше, чем у Титана 3. И несравнимо с 83 кг космического челнока.

Титан-4 в музее авиации и космонавтики
Титан-4 в музее авиации и космонавтики

Space Shuttle, действительно, получился очень дорогим космическим кораблём. Что было ясно ещё при первых расчётах. Почему же его построили и запускали в космос? Несмотря на дороговизну?

Шаттлы не летали в космос. Это имитация. Как полёты на Луну. Далее вы в этом убедитесь.