По традиции сделаю заметку, что это не готовый рецепт, а обзор некоторых методов и их взаимодействия. Итак, основной метод, это....
....поднакопить побольше сил, а потом за последнюю ночь выучить оперу, обеспечив вынос мозга и себе, и другим🙂
Это была, конечно же, шутка.
Мы же все помним, что зритель не должен у нас на лице читать воспоминание текста.
Итак, вообще-то конечно очень хорошо учиться осознанно. Но если очень много музыки. Простой, но очень идентичной. И много поэтического текста. Особенно на иностранном языке....
Ну, конечно!!! На выручку обязательно придёт мышечная память. Иначе говоря, зубрёжка. Например, вот таблицу умножения сколько не осознавай, а всё равно я, например, не знаю другого способа кроме как вызубрить еë. Даже если наш мозг работает великолепно, в какой-то момент может отказать периодами: или недоспали, или не доели, или погода другая, или перетрудились.
Мышечная память на дежурстве.
Если словесного текста много, он сложный , или плохо проговаривается - нужно его выписать в тетрадку, разделив на фрагменты-абзацы.Учим по очерëдности от более крупных фрагментов к более мелким. Если текст на иностранном языке, то делим страницу на две колонки: слева пишем оригинал, справа дословный перевод, если такой имеется. Мышечная память тренируется так: каждый абзац проговаривается или пропевается 10 раз подряд. При этом мозги не задействуешь, иначе быстро переутомишься и от музыкального материала может затошнить.На этом начальном этапе, чтобы не отвлекаться, не следует смотреть в перевод, и в реплики коллег в клавире. Когда учишь не в голос, обязательно нужно активно прошептывать текст артикуляционными мышцами.
У меня был такой неудачный опыт, когда я пропевала и проговаривала и просчитывала долями все только в голове, а на репетиции мозг меня подвел.
Повторюсь, на первом этапе можно работать только с текстом, а потом уже подключать музыку. Хотя: всё дело в том, что часто при устной речи работают одни мышцы, а при вокальные дикции совсем другие. Если текста немного, и трудностей не вызывает, то вполне целесообразно учить сразу с нотами. В сложном случае "тетрадный" метод может оказаться полезным: речитативы secco исполнять нужно в соответствующем стиле, тогда теряется соблазн их распевать, поддавая вибрацийки и вокализирования.
А позже, когда поэтически текст стал более или менее проговариваться и вошел в голову ,нужно начинать учить вместе с нотами. И в тетрадную шпаргалку приписать перед своими репликами предыдущие реплики других персонажей, чтобы не забыть вступить. Если текст вылетит из головы, то знание нот выручит. И наоборот. И хоть как-то певец на сцене фразу может закончить. Текст можно конечно идеально выточить мышечной памятью, но когда это произойдёт, нужно уже подключать и осознание и актëрский риторический подход. Иначе получится на сцене невыразительное бормотание. Даже буфонную скороговорку надо наполнить смыслом, но здесь основные методы - динамические. Делать остановки и варьировать темп не получится.
Если певец очень хорошо дружит с нотной грамотой, то можно в шпаргалку записать аккорды гитарными латинскими буквами. Я делаю именно так, несмотря на то, что у меня классическое образование. Никаких тоник и доминант: можно запутаться, особенно когда идет сплошное гуляние по тональностям, и тональный центр как таковой отсутствует.
Если певец еще и владеет клавишным инструментом, и в состоянии себе подыграть, то когда будет выучка уверенно по нотам, то можно записать на диктофон свои музыкальные реплики с пением, а чудик проиграть инструментом. Специально, чтобы на чужой поэтический текст не отвлекаться. Слушать запись, когда нет возможности попеть в голос.Это можно делать на среднем этапе. Но по большому счету это бесполезно на дальнейших этапах работы, так как важно не пропустить своë вступление. Но этот метод имеет преимущество перед прослушиванием готовой образцовой чужой записи оперы, так как в данном случае неизбежно частичное подражание, а надо искать свой исполнительский стиль. Поэтому недельки за две-три до премьеры слушать других исполнителей тоже надо прекращать, какими бы классными они ни были.
А уже настоящая уверенность обретается в сводном ансамбле-репетиции с коллегами. Которые пользуются такими же методами. Всем удачи!!!