Найти тему
Александр Ш.

Минская конка

Вагоны конки, быстро двигающиеся по узким улицам, сопровождаемые звоном колокольчиков, как-то взбудоражили пешеходов, заставили пульс городской жизни биться энергичнее (Городской голова граф К. Чапский).

Прототипы конки (полный вариант - конно-железная городская дорога) предлагались русскими изобретателями И. Эльмановым и И. Ливчаком еще в начале 20-х гг. XIX в. В эксплуатацию же первые городские конки пошли с 1828 г. в США; сначала в городе Балтимор, через несколько лет в Нью-Йорке, Новом Орлеане. Европа отстала от Нового Света менее, чем на год, но началось использование конки не с пассажирских перевозок, а грузовых. Эта дорога, соединявшая города Австрийской империи: Ческе-Будеёвице, Линц и Гмунден, строилась в 1927-36 гг. и использовалась для перевозки поваренной соли. Те дороги довольно успешно эксплуатировались, но по-настоящему массовой конка стала после 1852 г., когда Альфонс Луба (Alphonse Loubat) изобрел рельсы с желобом для реборды колеса, устанавливавшихся в полотно дороги, что резко повысило устойчивость, а соответственно скорость и качество передвижения. Был в истории непродолжительный период (и в разных местах планеты в разное время), когда конка успешно конкурировала даже с междугородними паровозными перевозками.

Российскую империю новый вид общественного транспорта, конечно, не обошел стороной, начав развиваться с середины XIXв., но до Минска конка добралась только к 1892 г. И это несколько странно. Ведь уже в 70-е гг. того же века через город прошли две важнейшие железные дороги, соединившие Москву с Варшавой и Балтийское море с Черным. Соответственно в Минске было два железнодорожных вокзала, сообщение между, которыми более полутора десятков лет оставалось пешим или гужевым. Представьте себе вереницу переходящих между вокзалами пассажиров, тянущуюся в том месте, где ныне располагаются учебные корпуса БГУ. Но, вероятно, должно было пройти некоторое время, чтобы такие объективные условия как, развитие промышленности, рост населения и площади города, радикальным образом повлияли и на развитие городского транспорта. Добавившаяся к этому кипучая деятельность городского головы графа Чапского и поддержка минского губернатора князя Трубецкого привели, наконец, к появлению в Минске конки. Любопытно, что городской голова себя не забыл, один из маршрутов железной дороги заканчивался возле принадлежавшего ему пивзавода «Богемия» (сейчас «Aлiварыя»).

Конка на Соборной площади (сейчас пл. Свободы)
Конка на Соборной площади (сейчас пл. Свободы)

Тогда, несмотря на уже стучавшиеся в двери прогресса трамваи, появление регулярного городского движения на конной тяге было все-таки большим шагом вперед. Сложно представить другую отрасль городского хозяйства, привлекавшую больше внимания, чем конка. Ее открытие сопровождалось толпами народа, работа часто освящалась в прессе, она вошла в художественную литературу и поэзию и даже обосновалась в некоторых фамилиях! Да, сейчас в это уже сложно поверить, но аналогию можно привести: конку ведь заменили трамвай и метро, а теперь посмотрите на свой мобильный телефон и вспомните-ка про пейджеры.

Конка в  районе нынешней пл. Мясникова (ок. 1903 г.)
Конка в районе нынешней пл. Мясникова (ок. 1903 г.)

125 лет назад преимущества конки были очевидны. Быстро увеличивавшееся количество маршрутов, позволяло удобно перемещаться по городу. Вагон – это не возок извозчика, в нем было 25 сидячих мест, а проезд, в зависимости от расстояния, стоил намного дешевле, 3-6 копеек.

Кстати, кондукторы должны были строго следить за обеспечением пассажиров сидячими местами, стоя могли ездить только школьники и гимназисты с льготными билетами. Остановки могли быть в любом месте по просьбе пассажиров.

Рельсы в условиях городского бездорожья наряду со прогрессом явились и культурным фактором. К примеру, по правилам пользования конкой мужчине, зайдя в вагон, где находились дамы, следовало сделать легкий поклон головы в их сторону.

-3
-4

Но были с конкой и свои трудности. Большинство из них решала четкая организация. Вагон тянули 2-3 лошади со скоростью 5 км/ч, а на участках, расположенных на холмах, впрягали дополнительных лошадей, или пассажиры даже выскакивали, поднимались под гору пешком, а потом снова занимали свои места. Перемещалась конка с сильным шумом, кучеру приходилось часто звонить в колокол и кричать на зазевавшихся прохожих. В темное время суток вагоны освещались керосиновыми фонарями, завершала работу конка к одиннадцати часам вечера. Ширина колеи составляла всего 1 метр, поэтому вагоны не отличались устойчивостью, иногда сходили с рельсов, особенно во время половодья, или сильных ливней, когда полотно затапливалось.

Движение конки зимой
Движение конки зимой
ул. Торговая во время наводнения
ул. Торговая во время наводнения

На этапе своего наивысшего развития Минская конка соединяла два железнодорожных вокзала, при этом ветки путей сходились в центре города и разветвлялись на Соборной площади (сейчас пл. Свободы). Движение доходило до нынешних перекрестков ул. Богдановича с пр. Машерова и ул. Козлова с пр. Независимости.

Схема маршрутов минской конки, 1902 г.
Схема маршрутов минской конки, 1902 г.

Работала конка до 1929 г., пока ее не заменил трамвай. Именно она положила начало развитию разветвленной сети общественного транспорта.

Интересно, что в свое время, став безусловно элементом прогресса, в последующем конные железные дороги в лице их хозяев сами стали сопротивляться прогрессу. Боясь потерять свои прибыли, владельцы конки всеми правдами и неправдами тормозили развитие трамваев. Однако, строители трамвайных путей тоже не жалели конкурентов: они прокладывали свои линии специально рядом с конкой, чтобы обанкротить последнюю. Ведь электричество было дешевле, чем содержание табунов лошадей, соответственно ниже была и цена билета на трамвай. Нередки были случаи мирного перетекания старого в новое, когда хозяйство конных железных дорог просто выкупалось, в том числе и городскими властями, с целью превращение конки в трамвай на тех же маршрутах. Работники конки при этом не лишались работы, а просто меняли работодателя. Правда, Минск эта «война» миновала.

Не так давно в столице открылся филиал «Музея истории Минска», посвященный конке. Это небольшая, но красивая экспозиция с восстановленными и аутентичными экспонатами рубежа XIX-XX вв. и некоторыми другими элементами тогдашней городской жизни.

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14