Почему всем, кто продает товары или услуги и стремится достичь большего успеха, важен качественный брендинг? Грамотная бренд-стратегия вызывает положительные ассоциации, привлекает клиентов, выделяет на фоне конкурентов и, как результат, увеличивает прибыль.
Разберем в этой статье, что нужно сделать в первую очередь для создания устойчивого бренда, из каких элементов он состоит и в чем особенность брендинга экопроектов.
Распространенное заблуждение
Часто начинающие предприниматели откладывают работу над собственным брендом «на потом». Обычно рассуждают так: сначала попробуем, запустимся и заработаем, а позже вернемся к задаче.
Не будем отрицать — такой подход имеет место. Действительно, в некоторых нишах можно обходиться без конкретной стратегии и качественного брендинга какое-то время. Но такой вариант не решение для тех, кто хочет развивать свой экопроект на долгосрочную перспективу.
О развитии бренда стоит думать с момента формирования бизнес-идеи. Это позволит построить план действий, который будет постепенно приближать к желаемому результату — повышению узнаваемости, укреплению лояльности и развитию продаж. Поэтому чем раньше владелец осознает необходимость в брендинге, тем эффективнее будет развиваться бизнес.
Обобщение понятий
«Бизнес» и «бренд» тесно связаны между собой, но они не являются синонимами.
Мы не расскажем, как открыть собственное дело или стать успешным предпринимателем. Мы пишем о том, как улучшить показатели действующего экопроекта или создать крепкий фундамент для нового с помощью последовательного брендинга и качественного, лаконичного дизайна. Делимся опытом из практики, чтобы помочь владельцам бизнесов с экоинициативой построить собственный бренд с заботой о людях и окружающей среде.
Базовые атрибуты: что делает бренд уникальным
Индивидуальность бренда складывается из взаимосвязанных признаков, по которым аудитория воспринимает, запоминает, узнает компанию и ее продукцию. Выделяют визуальные и вербальные атрибуты.
К основным визуальным элементам относятся:
- Логотип. Главный и привычный элемент фирменного стиля, вызывающий стойкий образ в сознании покупателей.
- Шрифт. Облегчает зрительное восприятие образа, работает на выполнение разных задач. Простые и читабельные шрифты доносят информацию, сложные и акцентные — управляют вниманием и передают идею бренда.
- Цвет. Воздействует на восприятие, вызывает определенный спектр эмоций. Верно подобранные сочетания способны привлечь внимание целевой аудитории, вызвать нужные ассоциации.
- Паттерн. Узор с повторяющимися деталями. Может отличаться от фирменного знака и удачно его дополнять, а может включать узнаваемые фрагменты логотипа; использоваться в качестве фона для заполнения всего пространства или как самостоятельная деталь.
Нужно учитывать, что перечисленные визуальные составляющие являются элементами фирменного стиля и работают не сами по себе, а при размещении на разных носителях — упаковке, визитках, деловой документации, канцелярских товарах.
- Дизайн упаковки. Один из главных элементов продуктового бизнеса, важнейшая деталь коммуникации с потребителями. Как создать экологичную упаковку разберем в отдельной статье.
Вербальные элементы включают в себя:
- Имя бренда (название или нейминг). Должно быть простым и понятным, легко запоминаться, хорошо звучать и не вызывать негативных ассоциаций.
- Слоган. Должен быть кратким и емким, точно доносить идею и ключевые принципы.
- Миссия. Должна быть обращена к потребителям и нести главную мысль о том, что конкретно стремитесь сделать, чтобы изменить жизни клиентов к лучшему, решить их проблему.
- Голос бренда (Tone of voice). Это то, как бренд общается со своей аудиторией. Очеловечивает компанию и задает правильный тон коммуникации, по выбранной манере говорить потребители понимают, кто ваш бренд — заботливый друг, строгий начальник или дерзкий провокатор.
Мы перечислили только основные элементы, о которых важно задуматься на старте проекта. Все они работают на выполнение главной функции — сформировать правильный образ в сознании людей и стать частью их жизни.
Особенности экологичного брендинга
Все больше проектов с экоинициативой появляется на рынке, все больше покупателей ценят этичное и осознанное отношение к бизнесу.
Так, согласно исследованию Deloitte за 2021 г., 57% россиян заботят различные аспекты экологичности продукта и упаковки. Тогда как в 2019 г. этот показатель составил 21%.
Еще одним трендом компания называет растущий спрос на экологически чистую продукцию. 30% респондентов готовы приобретать продукты по более высокой цене, что на 9% больше, чем в 2019 г..
По данным NielsenIQ 84% россиян признают значимость собственных действий для решения экологических проблем. 37% опрошенных практикуют осознанное потребление, каждый пятый полностью или частично отказывается от бытового пластика.
Создавая бренд для бизнеса с экоинициативой, важно учитывать следующие особенности потребителей данного сегмента:
- Замечают детали: оценивают состав и условия производства, разбираются в сертификатах, маркировке, изучают термины.
- Готовы платить больше за товары, произведенные с минимальным влиянием на окружающую среду.
- Отдают предпочтение брендам со схожими ценностями и приятной визуальной эстетикой.
Подробнее об особенностях экологичного брендинга поговорим в одной из следующих статей.
Что отличает экобренд от традиционного бизнеса
Зачастую владельцы бизнесов с экоинициативой не ожидают быстрой и легкой прибыли. Их главная цель — создать качественный, экологичный продукт, который станет сердцем их бренда и двигателем продаж. Они понимают, что создание действительно качественного продукта требует терпения, экспериментов и времени.
Что отличает бренды экосегмента:
- Демонстрируют «зеленые» ценности, следуют миссии, направленной на улучшение жизни и сохранение здоровья планеты.
- Используют заботливый и дружеский tone of voice в коммуникациях с потребителями.
- Задействуют природные и натуральные оттенки в фирменной цветовой палитре.
- Применяют возобновляемые и перерабатываемые материалы в упаковке или обходятся без нее.
- Переходят на цифровые аналоги полиграфической продукции и рекламных материалов.
- Стремятся к полной прозрачности в отношениях с клиентами, открыто и честно демонстрируя высокие ценности своей деятельности.
4 шага на пути создания «зеленого» бренда: с чего начать
Независимо от сферы деятельности, брендинг предполагает несколько этапов. Разберем по порядку.
1. Анализ и позиционирование
На начальном этапе важно получить актуальную информацию о состоянии рынка экологичных товаров в выбранной нише. Выявить существующие пробелы, которые не обслуживает текущий бизнес, а также найти способы их восполнения с помощью вашего решения. Ответы на вопросы ниже позволят сориентироваться при анализе рынка и определить, какое место в нем будет занимать ваш бренд.
- Что и кому вы продаете?
- Какую проблему пользователя решает продукт?
- Кто ваши потенциальные конкуренты?
- Чем ваше решение отличается от других?
- Существуют ли другие способы решить проблему?
- Почему люди, кому нужно это решение, сомневаются и не покупают?
- Что вы можете сделать, чтобы развеять их сомнения, убедить в правильности выбора?
2. Идея
Главное сообщение, которое доносят до потребителя через каналы коммуникации. Ответы на вопросы помогут лучше передать личный опыт, отразить экологичность продукта и компании.
- О чем ваш бренд?
- В чем заключается его философия?
- Какую одну главную мысль хотите донести до целевой аудитории?
3. Миссия и ценности
Главный смысл существования и принципы, которым следует проект и служит продукт. Если вы задумали создать сильный экобренд, четко сформулированная миссия и понятные «зеленые» ценности помогут донести истинные стремления, привлечь не просто клиентов, а преданных единомышленников. Работая над этим пунктом, постарайтесь как можно детальнее ответить на вопросы:
- Для чего создан бренд?
- Каким образом товары или услуги отражают ценности компании, служат ее миссии?
- Как они решают проблемы людей и окружающей среды?
4. Визуальная и вербальная айдентика
К этому моменту появляется четкое видение бренда и база для дальнейшей работы, поэтому можно приступать к разработке логотипа и других элементов фирменного стиля. На этом этапе следует проанализировать информацию:
- Какие визуальные составляющие точно передадут идею, миссию и ценности вашего бренда?
- Какие эмоции должны испытывать потребители при взгляде на логотип и фирменный стиль вашего бренда?
- Какие цвета передадут необходимое настроение лучше всего?
Заключение
Ответы на вопросы в этой статье помогут заложить фундамент для дальнейшей работы над вашим брендом.
Если вы планируете или уже развиваете собственный экобренд и вам понравилась статья, подпишитесь на наш блог, чтобы не пропустить полезные публикации.