Найти тему

Как малому бизнесу укрепить свои позиции в 2023 году

Экономисты почти в один голос уверяют, что в 2023 году продолжит развиваться и усиливаться мировой финансовый кризис. А это означает сокращение рабочих мест, урезание зарплат и бюджетов, снижение покупательной способности у клиентов. И все это якобы ждет бизнес после трех нестабильных лет, после пандемии.
Компании распадаются, предприниматели закрывают свои ИП и ООО и уходят из свободного плавания. Они пытаются стать наемными сотрудниками в крупном бизнесе или найти удаленную работу. Не сдаются самые терпеливые или самые упрямые.
Как выживать малому бизнесу в данных условиях? Как остаться на плаву и укрепить позиции? Надежда на несколько тактик по антикризисному управлению компаниями.


Объединения и сотрудничество


Искать связей с другими потерпевшими от влияния кризиса пробуют интуитивно многие бизнесмены. Надо поставить это дело на поток. В годы нестабильности компании и частные предприниматели охотнее вступают в сообщества, присоединяются к командам антикризисного реагирования или к клубам соратников.
Можно найти способы взаимовыгодного сотрудничества по определенному признаку: все компании малого бизнеса или конкретные фирмы (например, производители одежды или продавцы игрушек). Этот шаг – шанс спасти бизнес.
Если подходящих сообществ нет, можно создать свое. Только для его успешного существования потребуются какие-то механики обмена выгодой. К примеру, можно давать рекламные посты, под которыми предприниматели обменяются услугами. Или устраивать мастер-классы по маркетингу, антикризисному управлению, привлекая высококлассных экспертов вскладчину.

-2

Увеличение количества общения


Типовая стратегия предпринимателя – прятаться в ситуации сложностей. А надо, напротив, идти в народ. Чаще общаться в блогах, ходить на конференции, на встречи. К счастью, теперь нет карантина и можно общаться лично.
Нужно постараться вписаться во все вечеринки, поддержать любые инициативы бывших партнеров, коллег, однокурсников. Если активировать общение и восстановить старые связи, шанс на укрепление бизнеса повышается.


Работа за двоих


Кризисы – вариант получения двойной прибыли, работая за двоих. Многие предприятия неизбежно разоряются, на рынке становится меньше конкуренции. Порой спрос в некоторых сферах становится выше предложения. Так можно получить новых клиентов.
Если не лениться, можно в кризис набрать гораздо больше заказчиков, чем в стабильные времена. Главное, не сокращать усилия, а, наоборот, наращивать их. По мере сил, разумеется.


Создание доступной среды


Даже самые неопытные предприниматели в курсе, что в моменты спадов все вокруг демпингуют, чтобы выжить. То есть снижают цены до минимума. Делать это надо грамотно: не себе в ущерб.
Если подробно изучить собственный производственный цикл или цикл продаж по услугам, можно найти варианты экономии и снижения себестоимости. Так можно уменьшить конечные цены, не теряя в рентабельности.
Все кругом демпингуют, так что у поставщиков и партнеров самое время просить более выгодные условия, чем раньше.


Макроэкономический финансовый кризис – это не конец света. Это испытание на прочность. Выживают лучшие из лучших. И они собирают все сливки, в том числе, без особого труда привлекают клиентов разорившихся конкурентов. Так что поиск любых возможностей выживания для бизнеса – мудрая стратегия. Она позволит пройти непростые времена без существенных потерь, одновременно создавая задел на хорошее будущее, когда экономика снова начнет расти.