Найти тему
Moskovia Live

Заброшенная железнодорожная ветка «Нахабино – Павловская Слобода».

Вместо вступления. К этому историческому очерку!

Примерно в 2021 году я перебрался жить в Московскую область в город Нахабино много это или мало применительно к этой работе судить не берусь. В начале расскажу немного о себе – на момент начала работы над этим очерком являлся работником ГУП Московский метрополитен. Обучаюсь в Российской Открытой Академии Транспорта (МИИТ) в городе Москве и живо интересуюсь железнодорожной тематикой и пассажирским транспортом. Похоже этот интерес возник у меня ещё с детства т.к. любил наблюдать из вагона поезда на котором ездил каждый год в деревню в Смоленскую область к бабушке за природой и железной дорогой, светофорами и рельсами. Детские воспоминания. Ох уж эта лирика...

В поисках заброшенной железной дороги.
В поисках заброшенной железной дороги.

Немного о современной станции Нахабино.

В 2018 – 2019 годах станцию и вокзал модернизировали по современному слову техники и включили её в состав Московского Центрального Диаметра (Д2) пустили современные комфортные электропоезда «ИВОЛГА» и «СТАНДАРТ+». А также включили станцию в единую систему транспорта Москвы и Московского региона включая и Московский метрополитен. Теперь интервалы между электричками уменьшились до 10-12 минут. А в будущим планируется еще и до 6 минут. «Здорово!» Мост через железнодорожные пути, разделяющие Нахабино на пополам стал больше похож на мини вокзал. Современные турникеты, зоны досмотра пассажиров и эскалаторы. «Конечно как всегда бывает у нас – всё это не без недостатков». Даже и представить себе трудно, что каких-то три года назад здесь находилась обычная платформа и стандартный мост какие во времена СССР были на каждой станции. Однако вся эта красота есть, пожалуй, только на Московской Железной Дороге в рамках ДИАМЕТРОВ, да и, пожалуй, в Сочи. Сам видел... Очень похоже.

К моей истории.

Однажды как-то летом прогуливаясь с женой по Нахабино я узнал от неё, что от станции Нахабино до посёлка Павловская Слобода когда-то проходила железнодорожная пассажирская ветка, которая была ещё и электрифицированная. Около Парковой недалеко от Садовой и Зелёной улиц я заметил покосившиеся, но ещё довольно крепко стоящие железнодорожные опоры для контактной сети. А немного дальше в сторону посёлка Исаково осталась насыпь для бывшего железнодорожного полотна. Меня это заинтересовало…

В интернете я обнаружил небольшую историческую справку неизвестного автора об истории и образовании этой железнодорожной ветке. Эта историческая справка и легла в основу моей статьи. К сожалению, мне не удалось найти какие-либо контакты или данные этого автора. Все приведённые им факты и материалы я оставил без изменений и поправок. Ниже укажу все ссылки и литературу на которые он ссылался.

Однако я решил пойти дальше по исследованию этой исторической ветке и даже снять видео ролик, в котором я расскажу в каком состоянии сейчас эта заброшенная линия. Все видеоматериалы вы можете посмотреть на моих ресурсах, в интернете которые я привел ниже.

1. https://studio.youtube.com/channel/UC1zqMPzNHAhP89i-itXNupg/editing/images

2. https://vk.com/publicmoskolive

3. https://zen.yandex.ru/id/61d47f7d031d8c08bb3178c7 - Мой Дзен канал.

4. https://rutube.ru/channel/23825302/ - мой канал на Рутубе.

Начну, пожалуй, с самого конца, а именно с 1996 года, когда эта ветка доживала свои последние дни и прекратило своё существование. Пассажирское железнодорожное движение было окончательно прекращено. В 90 - е годы после развала СССР вся страна была в тяжёлом и запущенном положении, и железная дорога так же не избежала этой участи. В настоящее время с 1996 года прошло уже 26 лет. Напомню я пишу этот очерк летом 2022 года. «Да»… Утекло много воды! 90 годы ударили по всему нашему народу и по всем отраслям производства, сельского хозяйства, транспорта, а также криминализация всей страны. В конце справки автора говорится о том, что первыми под удар «вандалов» на конечной станции «Павловская Слобода» попала касса и напольные устройства СЦБ а та же путевые светофоры. Это было обусловлено как детской преступностью, так и тем, что в этих устройствах имеются цветные металлы, которые можно было продать и получить хоть какие-то деньги. Работы у людей не было. Всё это совокупи и привело к гибели этой железнодорожной ветки. Ну а теперь к истории:

В далёком 1920 году около Павловской Слободы на территории бывшей суконной фабрики решением Министерство обороны СССР был организован склад артиллеристских боеприпасов. По всей видимости этот склад в тяжёлые времена великой отечественной войны принимал активное участие в обороне Москвы в 1941 году и снабжении фронта боеприпасами. С 1924 года появились первые упоминания этой ветки как пассажирской. Что характерно можно было добраться от столицы до Слободы напрямую без пересадки на станции Нахабино.

                                             Станция Нахабино МЦД-2 май 2022 года
Станция Нахабино МЦД-2 май 2022 года

В настоящее время от станции Нахабино до Павловской Слободы ходят маршрутки и автобусы. Но особо рьяно до Слободы «шмыгают» частные такси. Основная часть здешних таксистов выходцы с Северо-Кавказкого и Азиатского регионов. Каково же было моё удивление, когда подвозивший меня от станции до Парковой дагестанец, по-видимому уже давно осевший в Нахабино рассказал мне, что лет пятнадцать тому назад до Павловской Слободы можно было добраться на обычной электричке. Это рассказ побудил меня обратится к всемирной паутине и почитать немного об этой заброшенной железнодорожной ветке. Много информации я найти не смог и решил сам пройти по местам где когда-то проходила железнодорожная ветке Нахабино – Павловская Слобода.

                                             Маршрутка № 173К до Павловской Слободы
Маршрутка № 173К до Павловской Слободы

Для начала я взял мобильный телефон с хорошей фотокамерой и прошёл вместе со своей женой от бывшей платформы «Парковая – 2» до поселка Исаково. Ориентиром мне послужила стоящая опора бывшей контактной сети, обслуживающей когда-то линию. Вообще эти опоры на протяжении всего моего путешествия являлись главным и, пожалуй, последним следом бывшей железной дороги. Я проживаю на улице Зелёной и до линии от моего дома метро 300-400 не больше.

Пройдя по тропинке в сторону Исаково, мы увидели молодые березки по левую и правую стороны насыпи, а на самой насыпи стали появляться ямки и борозды от бывших шпал и шпал коротышей. “Неужели нашли !!!” – произнесли мы. Теперь уже было понятно где пролегала железная дорога и в каком направлении нам идти. Пройдя ещё метро 200 и сделав несколько фотографий, мы подошли к окраине Исакова. И сразу же обнаружили старую поросшую мхом и травой платформу. Хотя платформой это можно было назвать с натяжкой скорее большая плита. Сдвоенная или строенная между собой равносторонними плитами. Одно было понятно – это была платформа Исаково. Мы шли правильной дорогой. Далее дорога плавно перешла в улицу, которая проходила возле деревни и садовых товариществ. Уже здесь признаками железной дороги оставались лишь всё те же опоры.

                                                                   Мы идём
Мы идём
Напротив, улицы Зелёной декабрь 2021 года  –  эта фотография была сделана одной из первых ещё зимой, когда у меня возникла идея снять ролик об этой железной дороге. И я с нетерпением ждал весны, когда растает снег. И можно будет пройти по дороге -
Напротив, улицы Зелёной декабрь 2021 года – эта фотография была сделана одной из первых ещё зимой, когда у меня возникла идея снять ролик об этой железной дороге. И я с нетерпением ждал весны, когда растает снег. И можно будет пройти по дороге -

Чем дальше мы шли по дороге от Исаково вдоль шоссе тем всё меньше и меньше было признаков железной дороги. А самое главное все последние следы дороги исчезли из-за того, что на этом участке стали вырастать садовые товарищества, много из которых очевидно незаконно построены. Очевидно здесь следов уже нет и не будет никогда. На месте самой станции «Павловская Слобода» вообще чей-то коттедж и большой участок. Следов платформы нет. Дороги в том мести похоже изменили свои исторические направления и поэтому трудно определить, как же железнодорожная ветка шла в прошлом.

                                                            Река Истра. Лето 2022г.
Река Истра. Лето 2022г.

Однако нам удалось всё же найти последний след, не станцию «Павловская Слобода» а разрушенный железнодорожный мост через реку «Истра». По которому когда-то проходили товарники на военный склад в Слободе.

Многие из местных жителей уже и не знают, что когда-то от Нахабино до Слободы можно было проехать на электричке. По красивейшим местам Подмосковья. Жалко, что такие небольшие железнодорожные ветки исчезают с карты страны. Очень грустно. В Московском регионе есть три ветки с очень похожей судьбой: Панки - Дзержинский, Мытищи — Пирогово и Нахабино - Павловская Слобода. Может соберусь с мыслями и напишу, как ни будь и о них. Но рассказы получатся совсем не весёлые, даже грустные. Пожалуй, это всё, что я смог написать о данной ветке. «Слава богу вроде получилось». Конечно не всё что хотел написать, но всё же. На моём канале в интернете есть ролик, кусаемый этой тематики. Пожалуйста посмотрите и оцените.

                          Лето 2022 г. Бывший железнодорожный мост через реку Истра.
Лето 2022 г. Бывший железнодорожный мост через реку Истра.

Пожалуй на этом всё - так как, большие тексты утомляют читателей. Надеюсь вам понравилась эта историческая справка.

Пишите комментарии, ставьте лайки и конечно не забывайте подписываться на канал, что бы не пропустить очередную статью. Так же буду признателен, если вы поделитесь моими статьями друзьями, знакомыми с помощью кнопки "Поделится". Спасибо за внимание!