Найти тему
Царьград

Почему Эрдоган так себя ведёт и в чём выгода России

ФОТО: IMAGO/TURKISH PRESIDENCY/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: IMAGO/TURKISH PRESIDENCY/GLOBALLOOKPRESS

Для Турции в международных отношениях придётся изобрести новое понятие. По отношению к России она не союзник, не партнёр, а скорее стратегический попутчик. То есть страна, с которой связи выстраиваются, как со стратегическим партнёром, но в действительности являющаяся попутчиком, колеблющимся в соответствии с конъюнктурой международной среды.

Конъюнктура, в соответствии с которой колеблется генеральная линия турецкой внешней политики, вовсе не зависит от Запада или вообще от кого бы то ни было. Вне всякого сомнения, Турция обладает полным государственным суверенитетом и ведёт себя вполне независимо.

На самом деле конъюнктуру, от которой зависит Анкара, формирует баланс сил на международной арене. Он Турции нужен таким, чтобы эта страна всегда была востребованным, незаменимым государством. В англоязычной терминологии – indispensable nation.

Главное правило турецкой политики – влезть в заваренную кашу (или создать её самостоятельно) и стать участником событий, без которого урегулирование проблемы невозможно. А за "добрые" (и не очень) услуги по разруливанию ситуации потребовать экономические дивиденды. Весьма убедительно такой политический стиль Анкары проявлялся в Сирии, Ливии и Закавказье (в Центральной Азии не получилось).

Однако наиболее яркое его воплощение пока – это война на Украине. Многие обвиняют Турцию в том, что она является союзником Киева, поскольку поставляет ему оружие. Но это не так, Анкара не заинтересована в военной победе украинской стороны.

Другие утверждают, что Турция помогает Москве с параллельным импортом, делает на своей территории "газовый хаб", не вводит санкции против России. А значит – является её партнёром. Тем не менее это тоже не соответствует действительности.

Истинные турецкие намерения заключаются в том, чтобы война между Россией и Украиной продлилась как можно дольше, а Анкара извлекла из неё максимальные экономические дивиденды. В общем-то, в эту логику укладывается одновременно и антироссийская, и пророссийская риторика Эрдогана, и турецкая военная помощь ВСУ, и бурное развитие экономического сотрудничества между Анкарой и Москвой.

Но нужно помнить вот что. Поскольку победа ни одной из сторон Турцию не устраивает, она будет интенсивнее помогать той из них, которая, по её мнению, проигрывает. Впрочем, понятно, что всё время балансировать не получится, и в итоге Анкара сделает окончательный выбор. Но лишь тогда, когда расклады мировой политики станут предельно ясными. Сейчас до этого ещё далеко.

Автор: Алексей Пилько – политолог

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Источник