В настоящее время одним из популярных методов работы с детьми является метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Применение метода сказкотерапии на занятиях может проявляться различными формами. Например:
• обсуждение поведения и мотивов действий персонажа;
• проигрывание эпизодов сказки;
• рисование по мотивам сказки;
• использование сказки как притчи – нравоучения и др.
Чаще всего в деятельности тренера по детскому фитнесу – это проигрывание эпизодов сказки, с последующим обсуждением с детьми плюсов и минусов поведения героев сказки.
Почему же именно метод сказкотерапии – это один из самых эффективных методов для работы с детьми дошкольного возраста? Ответ прост, именно сказкотерапия позволяет через образы сказки познакомить ребенка с необходимыми чертами личности, процесс обучения проходит без прямых нравоучений, позволяет детям проявлять самостоятельность, произвольность, активность, эмоциональность, развить творческие способности.
Выделим три основных принципа работы со сказкой:
• принцип осознанности;
• принцип множественности;
• принцип связи с реальностью.
Тренер по детскому фитнесу может применять на занятиях метод сказкотерапии, используя различные виды сказок:
• авторские сказки, где тренер сам или вместе с детьми придумывает сюжет сказки, с учетом поставленной цели конкретного занятия;
• традиционные сказки. Традиционные сказки делятся на:
- бытовые;
- волшебные;
- сказки о животных;
- сказки – загадки;
- притчи;
- сказки – басни.
Каждое свое занятие тренер по детскому фитнесу должен строить с учетом группы, которая сегодня на занятии, важно понимать, что не все дети сразу включаются в игру, поэтому тренер должен продумать, каким образом он будет заинтересовывать детей, чтобы все включились в процесс. Важно помнить, что на занятии большое внимание уделяется двигательной активности, если речь идет именно о занятии фитнесом, поэтому урок с использованием метода сказкотерапии не должен превращаться в рассказ без выполнения упражнений. Между занятиями по методу сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции детей, эмоции дошкольников. Тренер по детскому фитнесу должен отслеживать результат, корректировать свой подход с учетом реакций детей, занятие всегда должно решать поставленные задачи. Если у дошкольников возникает утомление, тренер должен прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание детей на другой вид деятельности, например, повторить с детьми ранее разученные движения под музыку, выполнить дыхательные упражнения или поиграть в веселую игру.
М.В. Плеханова