Найти тему
История в Предметах

Фразеологизмы хранят тайны! "Заруби на носу",что "Ни рыба ни мясо",связано с религией,а то уйдешь"Несолоно Хлебавши"!

Оглавление

Всех с наступившим 2023 и Рождеством! После большого перерыва вернемся снова в "бой"!

Сегодня рассмотрим с тобой еще ряд фразеологизмов, которые хранят свои тайны!

А начнем мы с известной всем фразы "Ни рыбы ,ни мясо"!

Напомню значение этого фразеологизма кто забыл или не знал. Так говорят о человеке, который ничего особенного из себя не представляет. Довольно посредственный человек. Ни вреда от него, ни пользы

Мало кто знает, как эта фраза звучала до сокращенного варианта. А звучала она так:"ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса”.

Все исследователи признают одну версию возникновения этой фразы. Фразеологический оборот «ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса» сам указывает на свое религиозное происхождение

В XVI веке в католической Европе зародилось новое религиозное течение – протестантство, главной идеей которого был протест против существующих религиозных догм, обрядов и традиций. Отправление религиозного культа у протестантов было более простым, понятным и недорогим; обращение к богу происходило напрямую, без посредников в виде церковнослужителей. Во время поста католики позволяли себе постную рыбу, а протестанты разрешали себе есть даже мясо. Мартин Лютер, лидер Реформации, подверг критической оценке религиозные постулаты католической церкви и отверг ее ключевое значение в посредничестве между Богом и человеком. Главная мысль Лютера заключалась в том, что человек спасается «только верою», никакие посредники ему в этом не нужны.

-2

Противостояние католиков и протестантов выразилось в то,что рыба и мясо оказались по разные стороны баррикад религиозных войн. Тех же, кто был в стороне, не разделяя ни одну из противоположных религиозных точек зрения, презрительно стали называть “ни рыба ни мясо ”, выражая тем самым неуважительное, пренебрежительное отношение к отступникам

"Несолоно хлебавши"

Сегодня соль имеется в каждом доме. Еда подсаливается по личным предпочтениям и рекомендациям рецепта, а не в расчете на экономию этого весьма распространенного продукта.

С IX по XVI века на Руси была абсолютно иная картина. Как говорят историки, соль являлась очень редкой и ценной приправой, и стоила она очень дорого. Причиной этого являлось отсутствие в государстве источников добычи продукта

Добыча соли в 19 веке.
Добыча соли в 19 веке.

Первое упоминание о добыче соли относится к 1037 году, когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел взимать с каждой солеварни налог солью.

С XII веке солеварение стало широко распространено в Поморье, позже соляные варницы распространились в Центральном регионе. С XVI веком связано освоение солепромыслов в Прикамье. На этой волне выросли такие города как Чердынь, Соликамск, Усолье. Владельцами варниц были в основном князья и бояре, а также крупные монастыри и соборы.

Русские власти ограничивали вывоз соли за границу, поскольку добываемой в стране соли не хватало. При царе Михаиле Федоровиче вывоз соли вообще, карался смертной казнью. Ввозили же ее в основном из Англии через Архангельск.

-4

На Руси (в связи с таким дефицитом продукта) еду солили в каждую тарелку отдельно. Часто это делал сам хозяин, своей рукой. Желанных и уважаемых гостей глава садил рядом с собой. Чем ближе человек располагался к владельцу, тем почетнее считалось его место. Стараясь выразить особое расположение к посетителю, хозяин мог даже хорошенько пересолить блюдо. Отпустить гостя, не накормив его, считалось правилом дурного тона, а вот не посолить поданное кушанье вполне позволялось. В итоге те, кто сидел на другом краю стола, часто уходили наевшись постной пищи, понимая, что им в доме были не рады. Так и появилось значение «несолоно хлебавши».

"Зарубить на носу"

Почему же именно нос стал главной фигурой этого речевого оборота?Много веков назад, когда на Руси практически все население было безграмотным, людям достаточно сложно было вести торговые расчеты. Отсутствие письменных навыков лишало торговцев возможности записывать денежные суммы, приходилось держать в уме все взаиморасчеты.

-5

Практически до свержения царской власти, имевшего место в 1917 году, грамотность оставалась привилегией высшего общества. Большая часть населения России не владела даже элементарными навыками письма. Серьезные пробелы в образовании не мешали людям активно участвовать в торговле, которая процветала в стране. Постоянно основывались новые торговые дома, запускались ярмарки, процветали караваны. Сделки совершались ежеминутно и иногда были связаны с крупными суммами.

Не особо полагаясь на собственную память, многие купцы носили с собой деревянные дощечки, на которых они делали небольшие зарубки. Эти пометки выполнялись для того, чтобы не забыть о проведенных финансовых операциях. Каждый торговец имел при себе подобное приспособление с зарубленными пометками. Причем он всегда носил ее с собой. От глагола «носить» и образовалось существительное «нос», обозначенное в данном речевом обороте.

-6

Примечательно, что в этом фразеологизме слово «нос» не имеет ничего общего с этимологией имени существительного, употребляемого для названия органа обоняния. В те времена слово использовалось в значении «носить» или иметь при себе деревянную дощечку для записей-зарубок. Словосочетание «зарубить на носу» и глагол «носить» имеют однокоренные слова с общим корнем «нос».

Без таких деревянных «записных книжек» не обходилась ни одна сделка. Особенно удобны были такие приспособления, когда нужно было составить долговую расписку. На деревяшке делалось столько зарубок, сколько мешков муки было одолжено соседу. Подобная «записка» хранилась до тех пор, пока должник полностью не рассчитается с кредитором.