Из взрослого. Читаю нового Водолазкина. Его роман «Чагин» – о памяти как даре, который может обернуться как трагедией, так и комедией.
Пока прочитала первую часть. Задевает, книга оказалась у меня в руках, когда эти вопросы стали для меня важными.
Про саму память
Говорят, страшно забывать. Страшно, когда обычная память – в силу возраста или других причин – сбоит чаще, чем ей положено.
Но, наверно, еще страшнее феноменальная, при которой помнишь все до авторской запятой в тексте, до последнего числового знака никому не нужного отчета, до едва мелькнувшей посторонней мысли во время важного свидания.
И тогда не просто трудно, но почти невозможно создать свое, тогда удел – копировать и воспроизводить чужое. И как контролировать воспоминания, ведь одно может возникать параллельно другому? И как в таких условиях успевать осмыслять прочитанное, услышанное, пережитое, чтобы ориентироваться в жизни и делать свой выбор? А позднее, ко всему прочему, тебя еще и психология накроет.
Про персонажей
Сам Чагин мне кажется механизмом. Как и его феноменальная память. Даже его страдания кажутся механическими (но я еще в процессе чтения). Но он этим и интересен.
Интересны и исторические персонажи, присутствующие у Водолазкина, – Генрих Шлиман и Даниэль Дефо, эдакие трикстеры, дублеры главного героя.
Обращают на себя и тайные агенты, говоря о на которых «нельзя отрицать воздействие библиотеки» («Говорят ведь, что даже движение вдоль книжных полок само по себе благотворно», стр. 125).
Про язык
Я многое прочитала у Водолазкина. С трудом вчитывалась в «Авиатора» и «Брисбен». «Чагин» пошел сразу, как «Лавр» и «Оправдание Острова». Это не значит, что я поклонница писателя. Скорее, мне любопытно, несмотря на целый ряд моментов, в том числе связанных с манерой работать с деталями, часть из которых лично мне кажется малооправданнанной или избыточной.
Цитата
«Жизнь представлена мелочами, и с каждую эпоху они свои. Например, трамвайные билеты. Маленькие такие, стоили три копейки. Ленинградские».
PS: читаю дальше. Думаю, что напишу еще о других моментах, которые затрагивает автор в романе.