Найти в Дзене

3D-ПЕЧАТЬ АНТЕНН ДЛЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Оглавление

С развитием аддитивного производства количество напечатанных на 3D-принтере деталей для космических аппаратов растет. Данная технология позволяет компаниям-производителям спутников снизить затраты на производство и ускорить процесс создания усовершенствованных моделей космических аппаратов. Шаг за шагом мы движемся в будущее, в котором 3D-печать спутников станет доступной прямо на орбите. Несмотря на наблюдающийся прогресс, остается вопросом: насколько аэрокосмическая отрасль близка к 3D-печати целых спутников на Земле.

На этот вопрос сложно ответить однозначно, хотя бы потому, что количество деталей в в космическом аппарате сильно различается в зависимости от его размера и сложности, и варьируется от простых базовых структур до сложных полупроводниковых устройств. Согласно словам Эмиля де Рийка, генерального директора компании Swissto12, специализирующейся на аддитивном производстве, число деталей может исчисляться сотнями для простых спутников и десятками или даже сотнями тысяч для крупных космических аппаратов.

Он также пояснил, что если всего несколько лет назад использование напечатанных на 3D-принтере конструкций было в основном экспериментальным, то сейчас почти все создаваемые космические аппараты имеют в своем составе по крайней мере несколько таких деталей. Большинство из них представляют собой относительно простые механические системы крепления.

Несколько волноводов для аэрокосмических антенн, консолидированных в одну металлическую деталь с помощью 3D-печати. Деталь произведена компанией Swissto12.
Несколько волноводов для аэрокосмических антенн, консолидированных в одну металлическую деталь с помощью 3D-печати. Деталь произведена компанией Swissto12.

Опыт компании Maxar Technologies

Maxar Technologies внедрила напечатанные детали во все создаваемые ею спутники. В 2020 году их доля составила примерно одну треть всех компонентов стандартного космического аппарата компании. Первая металлическая деталь, которую Maxar создала с помощью аддитивных технологий и применила в конструкции спутника, была изготовлена из титанового сплава и запущена на орбиту в 2016 году на аппарате JCSAT-15, построенном для японской компании Sky Perfect JSAT. С тех пор Maxar использовала напечатанные на 3D-принтере детали из алюминия, титана и пластика более чем на 20 запущенных спутниках, что в общей сложности составляет 5800 таких деталей на орбите.

Антенная башня для спутника Hispasat 30W-6, запущенного в 2018 году, состоит из более чем 200 деталей, изготовленных методом аддитивного производства.
Антенная башня для спутника Hispasat 30W-6, запущенного в 2018 году, состоит из более чем 200 деталей, изготовленных методом аддитивного производства.

Опыт компании Boeing Defense, Space & Security

Рич Астон, главный инженер по аддитивному производству компании Boeing Defense, Space & Security, сообщил, что его компания применяет технологию аддитивного производства в области космических аппаратов и пусковых установок, включая теплообменные установки высокой производительности, механизмы, конструкции и пассивные микроволновые устройства. Астон поясняет, что 3D-печать помогает компании Boeing расширить границы возможного с технологической точки зрения, создавать новые конструкторские решения, быстро создавать прототипы, тестировать и, если целесообразно, внедрять новые технологии.

Компания Boeing намерена расширять свои возможности, в частности, для дочерней компании Millennium Space Systems, ориентированной на рынок малоразмерных космических аппаратов, в котором 3D-печать можно внедрять ускоренными темпами. По словам Астона, на примере с малоразмерными космическими аппаратами компания продемонстрировала, что у напечатанных деталей гораздо более быстрый цикл производства и на 30% более низкая стоимость по сравнению с деталями, произведенными традиционным способом.

Ограничения для масштабирования 3D-печати

По словам де Рийка, для перехода от 3D-печати простых деталей, таких как механические  крепления, к 3D-печати терморегулирующих, радиочастотных и других более сложных устройств требуется сделать очень большой шаг.

Точность

Например, за последние 40 лет полупроводниковая промышленность инвестировала сотни миллиардов долларов в миниатюризацию все более производительных чипов, которые лежат в основе современных технологий. Как отмечает директор по развитию Swissto12 Питер Гуггенбах: “На сегодняшний день передовые производственные цеха полупроводниковой промышленности могут производить чипы с точностью 5 нанометров с помощью фотолитографии, в то время как самые прогрессивные 3D-принтеры, использующие технологию селективного лазерного спекания, имеют точность в 50 микрометров, что в 10 000 раз ниже, чем у лучших производителей микросхем”.

Стандартизация

Еще одним ограничением для масштабирования 3D-печати по словам аналитика компании Northern Sky Research Далласа Касабоски является отсутствие стандартизации космических аппаратов. По его мнению на данный момент 3D-печать в большей степени подходит для небольших космических аппаратов. “У больших спутников другие требования, и 3D-печать их деталей не похожа на 3D-печать стандартного ракетного двигателя, которая довольна повторяема. Крупные космические аппараты еще не стандартизированы на таком уровне, чтобы извлечь пользу из масштабирования 3D-печати на этом рынке” - сообщает Даллас. “Однако работа над усовершенствованием производственного процесса продолжается, поэтому вполне возможно, что в будущем все больше конструкций будут изготавливаться методом 3D-печати”.

Постобработка

Стоит отметить, что даже для производителей малоразмерных космических аппаратов изготовление деталей с помощью 3D-принтеров может потребовать довольно существенного участия оператора для постобработки изделий, что может привести к увеличению затрат вместо желаемого снижения.

Перепроектирование

Существующее наследие в области проектирования деталей для космических аппаратов также представляет собой еще одно серьезное ограничение, поскольку для использования 3D-печати в широком масштабе потребуется перепроектировать детали, прошедшие космическую сертификацию, а затем испытать их на орбите. Калабукас отмечает, что связанные с этим риски, время и стоимость пока не оправдывают быстрого перехода на 3D-печать, однако мы видим, что это меняется с каждым днем.

Цельнометаллическая патч-антенна, напечатанная на 3D-принтере.
Цельнометаллическая патч-антенна, напечатанная на 3D-принтере.

Первый напечатанный на 3D-принтере спутник от Fleet Space Technologies

В 2021 году компания Swissto12 помогла австралийскому стартапу Fleet Space Technologies создать на 3D-принтере первые металлические патч-антенны для малоразмерных спутников. В июне 2021 компания запустила на околоземную орбиту спутник Centauri 4, шестой и последний в орбитальной группировке Fleet Space, оснащенный четырьмя такими антеннами. По словам Fleet Space напечатанные антенны позволили ей достичь увеличения пропускной способности в 10 раз на каждый килограмм космического аппарата.

В декабре 2021 года Fleet Space сообщила о своем намерении создать орбитальную группировку второго поколения, которая впервые за всю историю будет включать спутники, полностью созданные с помощью 3D-печати. Первые малые спутники в этой обновленной группировке получили название Альфа. Несмотря ряд сомнений со стороны представителей космической отрасли, компания заявила, что при поддержке правительства Южной Австралии создаст первый в стране специализированный центр космического производства, чтобы реализовать этот проект. По словам Флавии Нардини, генерального директора Fleet Space это центр будет включать в себя несколько многомиллионных аппаратов для 3D-печати для осуществления амбициозных планов по созданию орбитальных группировок.

Флавия Нардини сообщила, что компания уже получила патент на 3D-печать радиочастотных элементов, таких как патч-антенны, которые отличаются очень сложной геометрией, научилась печатать диплексеры и перешла ко всем элементам электроники. Предполагается, что каждый спутник Alpha будет иметь до 64 патч-антенн, изготовленных методом 3D-печати, благодаря чему сможет обеспечить 16-кратное увеличение пропускной способности по сравнению с последним спутником Centauri, и при этом будет всего в четыре раза тяжелее.

Заключение

На сегодняшний день развитие 3D-печати в космической отрасли принимает достаточно большие обороты, и связано это в первую очередь с высокими требованиями к эффективности и производительности космической техники. Несмотря на сложности, с которым сталкивается отрасль на пути внедрения 3D-печати в производство высокотехнологичных космических аппаратов, по мнению Далласа Касабоски из Northern Skies Research потенциальная вероятность создавать спутники на орбите будет продолжать привлекать инвестиции тех, кто стремится расширить границы возможного.

Новые материалы: 3D-решение для контроля литейных изделий

Со всеми нашими материалами вы можете познакомиться в блоге TopStanok

Записаться на консультацию можно по электронной почте Stanok@topstanok.ru, через чат на сайте или по телефону: 8 (800) 500-33-91.

Было полезно? 👍

Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей аддитивных технологий!

⚙Ваш TopStanok