Эта фраза произнесена учителем английского языка детей Императора Николая 2 Сиднеем Гиббсом. В 1919 году его допрашивал следователь от "белых" Соколов.
Действительно, генералы, министры, дума убеждали Императора Николая 2, что только его отречение спасет Россию и позволит России взять победу в Первой Мировой войне, которая в 1917 году была уже неимоверно близка. Что ж, они вполне вкусили жизни без Государя и наверное не раз пожалели о своем предательстве.
Но вернемся к Гиббсу и его ценным свидетельствам о жизни семьи Императора (бывшим его называть не хочу и не буду) Николая 2 в Тобольске.
Когда я приехал в Тобольск, там были комиссары: Панкратов и Никольский. Панкратов был не плохой, но он был слабый, и на него влиял Никольский. Панкратов не делал нам никаких стеснений. Государь разговаривал с ним, и Панкратов рассказывал Ему много интересного про Сибирь, куда он был сослан. Государь относился к нему немножно с иронией и называл его “маленький” человек: он имел маленький рост. А Никольский был грубый, и Они его не любили. Я не помню, причинял ли Никольский Им стеснения, и не помню, плакал ли однажды и по какому поводу от него Алексей Николаевич. Никаких комиссаров к нам не пускалось при большевиках. Кажется, какие-то комиссары приезжали, но солдаты их не признавали Первый комиссар, который был у нас в доме, был Яковлев.
Тоже самое было с охраной, с одной сменой семья дружила и часто ходили к ним в гости, а с другой не очень.
Большевистский переворот в первое время у нас не замечался: про нас, должно быть, забыли. Но потом вспомнили и нам перестали давать денег. Нам дали солдатский паек и велели жить на свои деньги, чтобы каждый мог проживать в неделю 150 рублей, а больше нельзя. Тогда несколько человек было уволено, настал другой стол. Было только два блюда: суп и мясо.
Это было только начало. По всему было понятно, что узники стали лишними в новой стране.
Я не говорил с Государем про Брестский договор. Но я замечал, что Он страдал после большевистского переворота. Государь отрекся от Престола, потому что думал, что так будет лучше России. А вышло хуже. Он этого не ожидал. И от этого Он страдал. Когда мы получали известия, что дела в России плохи, Государь был очень невесел и долго молчал. Личное положение Его не огорчало. Он его переносил без всякого ропота.
Фотографии раскрашены мной, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал. Моя группа ВКонтакте История России в цвете