Предыдущая часть
Вскользь эта тема анонсировалась в 38-й заметке, теперь пришло время поговорить об этом.
Специальные педали маршрутизаторы называются иногда loop switcher или лупер (что порождает путаницу, поскольку педали, умеющие записать звуковую фразу и играть её в зацикленном виде - тоже называются луперами).
Для начала вспомним как обычно устроена кнопка байпаса на педали с true bypass. Несмотря на то, что нам кажется что эта кнопка включает и выключает эффект, на самом деле эффект всегда включён, а кнопка только управляет путём, по которому пройдет звуковой сигнал: либо через эффект, либо в его обход, напрямую.
Соответственно если мы хотим одной кнопкой включать или выключать сразу несколько эффектов, то нам надо вынести эту общую кнопку включения (на самом деле управления путём прохождения сигнала) за пределы педалей.
Самый простой вариант - AB переключатель.
Помимо обычных для педали входа и выхода есть ещё две петли: петля A со своими посылом и возвратом и петля B, устроенная аналогично.
Как можно использовать такую педаль?
Например в петлю "A" подключаем цепочку педалей, отвечающих за "чистый" звук: компрессор, эквалайзер, хорус. Все педали должны находиться во включенном состоянии.
В петлю "B" подключаем педали для "соло в стиле Гилмора": биг мафф, фленжер, дилей. Также все педали во включенном состоянии.
Кнопкой на АВ переключателе мы выбираем через какую из петель пойдет сигнал: либо через A, либо через B.
Соответственно у нас для переключения с "чистого" на "соло в силе Гилмора" и обратно нужно нажать всего одну кнопку. Уже неплохо.
Ещё одним плюсом таких AB переключателей является то, что как правило для работы им не требуется питание. Да, у них есть разъем для подключения блока питания на 9 вольт, но оно используется только для индикации - чтобы при включении одной из петель светилась соответствующая лампочка. Если вам и без индикации всё понятно - то можно обойтись и без питания.
Небольшим минусом можно считать то, что в таком случае у нас всегда включена какая-то из петель. Это может быть неудобно, например мы хотим иметь возможность выключить обе петли. Этого недостатка лишены чуть более продвинутые переключатели с двумя кнопками.
Правая кнопка включает и выключает обход самой педали - либо сигнал пойдет сразу со входа на выход, либо через какую-то из петель.
А какая именно из петель будет использована - выбирается левой кнопкой.
Тут допустимый вариант использования, например, накрутить в одной из петель звук для перегруженного ритма и во второй - для соло.
В этом случае также питание нужно обычно только для индикации, но две кнопки управления порождают чуть больше запутанности.
К плюсам подобных решений по автоматизации переключения нескольких педалей можно отнести:
1) невысокую стоимость самих педалей маршрутизаторов. Кроме корпуса, разъемов и кнопок (ну и светодиодов с резисторами для индикации, но они не обязательны) они состоят только из проводов. Соответственно цена на них определяется жадностью изготовителя, но как правило ниже, чем на более сложные педали.
2) благодаря простоте такие переключатели интуитивно понятны в использовании, легко начать их применять.
3) поскольку все наши педали, отвечающие за звук, всегда находятся во включенном состоянии, а управление производится при помощи наших выделенных педалей маршрутизации - то экономим ресурс кнопок наших драгоценных педалек.
4) так как теперь нам не нужен доступ до кнопок байпаса наших педалек, то мы их можем расположить на педалборде без учета того, чтобы нам было удобно на них нажимать. Например близко одна к другой, или на дальнем краю педалборда и хоть вверх ногами или на нижней полке.
Минусов практически нет, навскидку могу подумать только о невысокой гибкости такого подхода, по сути петли надо определить в момент первоначальной коммутации педалборда и получаем всего два пресета.
Конечно наполнением пресетов можно по ходу немного управлять включая и выключая некоторые педали из петель, например:
Набрав в петлю A "под соло" педалей с запасом 1) big muff, 2) power booster, 3) фленжер и 4) дилей
Мы можем перед одной песней включить из них только power booster и дилей и в нужный момент песни перейти на соло пресет (power booster + delay) нажатием одной кнопки на AB переключателе.
А перед другой песней - выключить power booster и включить big muff и фленжер и опять же в нужный момент песни перейти на соло пресет (big muff + flanger + delay) одной кнопкой.
В этом случае получается мы не избегаем танца по педалям вообще, но упрощаем себе жизнь, совершая танец заранее, в паузе между песнями.
На всякий случай отмечу - что, несмотря на внешнее отдаленное сходство с педалью из 24-й заметки, в случае AB переключателей у нас не возникает параллельных цепей эффектов. Всегда включена только какая-то одна цепь прохождения сигнала, так что при этом не возникает проблем согласования фазы и прочей нечисти.